
Афанасьева Лариса, Meeting Point: Как менялся рынок коворкингов за последний год (Интервью. Часть 1)
Афанасьева Лариса Михайловна, Генеральный директор Meeting Point, рассказала читателям OFFICE NEWS в чём отличие «смарт офиса», «гибкого офиса» и коворкинга, как менялся рынок коворкингов за последний год и как выстроились отношения с арендаторами во время пандемии.
— Лариса Михайловна, у Вас большой опыт управления в компаниях по инвестированию и бизнес-планированию. Как вы пришли в сферу «сервисных» офисов?
Более 10 лет я занимаюсь управлением бизнес-процессами в российских компаниях. Основная сфера деятельности недвижимость и строительство-это довольно близкие рынки с офисной недвижимостью. Мне, как специалисту финансовой сферы, интересно новое направление с точки зрения развития бизнеса в целом, стратегического планирования, операционного управления и маркетинга. Тем более, что формат становится все более популярным и востребованным. К команде Meeting Point я присоединилась два года назад, за это довольно насыщенное на события время мы пересмотрели ряд основных моментов в стратегии развития компании, подписали две новое локации в Москве, заключили несколько крупных сделок с моноарендаторами, «пережили» локдаун, запустили проект-франшиза Meeting Point для расширения сети в том числе в регионы.
— Сейчас все чаще можно услышать термины «смарт офис», «гибкий офис» это одно и тоже что и коворкинг или все-таки нет, в чем отличие? Какое название все-таки верно.
Вопрос классификации на нашем рынке стоит довольно давно. Когда появились отраслевые премии стало понятно, что существуют разные форматы и оценивать их в одной категории неправильно.
Поэтому, да — разница в определениях конечно же есть. Коворкинг — это общее понятие и чаще всего воспринимается, как большое открытое пространство с рабочими местами и общими зонами. Формат развивается в ответ на потребности и запросы клиентов, в результате чего появились новые виды “смарт офис”, “гибкий офис”, “сервисный офис” и другие.
В отличие от классического коворкинга в “смарт офисах” акцент сделан на зонирование помещения на отдельные офисы — для индивидуальной работы и для команд. Это основное определяющее отличие. При этом также остаются общие зоны — переговорные комнаты, залы для мероприятий, лаунджи, ресепшн, которыми пользуются все арендаторы.
Если говорить о Meeting Point, мы относимся к формату “смарт офис” и “сервисный офис”. Опенспейс у нас составляет малую долю пространства, а основное внимание уделено именно изолированным офисам и высокому уровню обслуживания, как важной части нашего предложения.
Для того, чтобы рынок коворкингов четко определился с категориями, необходимо участие профессионального сообщества, аналитиков и экспертов по недвижимости. Они могут выработать основные критерии, по которым объекты будут классифицироваться, как это было в свое время сделано с бизнес-центрами.
— Как менялся рынок коворкингов за последний год?
2020 год полон вызовов, рынок коворкингов пострадал наравне с другими отраслями, но к особо пострадавшим причислен не был и остался без какой-либо поддержки. Фактически все “выживали” сами. Непростые переговоры шли и с лэндлордами, далеко не все владельцы коворкингов получили послабления по арендной нагрузке. Параллельно приходилось вести очень лояльную клиентскую политику, чтобы сохранить всех арендаторов и не потерять бизнес.
Однако коворкинги прошли проверку на прочность и после отмены жестких ограничений довольно быстро отыграли свои позиции. Помогла гибкость, заложенная в саму модель коворкинга, которая дает возможность эффективно адаптировать свое предложение под быстро меняющийся спрос.
Сейчас уже очевидный факт, что пандемия заставила владельцев бизнеса пересмотреть свое отношение к аренде. После карантина рынок коммерческой недвижимости изменился. Компании перевели сотрудников на удаленный формат работы, съехали из офисов. И коворкинги, пожалуй, стали тем единственным сектором рынка недвижимости, который в кризисное время получил возможности для роста. Небольшие площади и высокий уровень сервиса — то, что стало востребовано.
Обратите внимание, что новые пространства появляются как раз в формате “смарт офисов”, классический опенспейс-коворкинг с отдельными рабочими местами менее востребованная история сегодня. В том числе из-за дополнительных правил и ограничений, которые привнесла пандемия в офисную жизнь.
Думаю, что у всех, этот год пошел не по плану, какие-то проекты из-за пандемии пришлось подвинуть. Например, в мае мы готовились к открытию новой площадки в лофт-квартале Даниловская мануфактура. Во время карантина застопорились строительные работы и нам пришлось перенести открытие на конец года. Тем не менее, сейчас, в ситуации, когда многие компании пересмотрели свое отношение к квадратным метрам и формат коворкинга еще больше набирает популярность — новое пространство Meeting Point запускается в нужное время и в нужном месте.
— Как изменились отношения с арендаторами помещений после пандемии? Какие новые условия в договор вы бы внесли в текущих условиях?
Скорее всего, многие компании -арендаторы задумались о краткосрочной аренде, или, как минимум, о более гибких условиях выхода из договора. Ранее прямая аренда заключалась на 5 и более лет. Опыт этого года показал, что это риски и потери. Поэтому логично владельцу бизнеса оптимизировать эту часть расходов. Переезд в коворкинг- тоже выход, поскольку аренда возможна от 1 месяца до нескольких лет. Проще отказываться от каких-то площадей при сокращении бизнеса или, наоборот, добирать необходимые при расширении.
Что касается самих коворкингов, мы прекрасно понимаем, как трудно пришлось лендлордам. Поскольку сами находимся примерно в том же положении относительно своих клиентов. Требовать от них в ситуации локдауна полной отмены платежей — невозможно. Вариант, который может устроить обе стороны – предусмотреть договором скидки на случай локдауна. Надеемся, что прибегать к этому пункту договора все-таки не придется и еще одного карантина с самоизоляцией не случится.
Также есть разные модели работы, не обязательно входить в отношения арендатор-арендодатель. На волне интереса к коворкингам многие девелоперы готовы обсуждать управление своими площадями. В таких отношениях договора аренды не существует, и соответственно высоких рисков по арендным платежам. Затраты на ремонт несет собственник, оператор приходит и работает под своим брендом, занимается продажами, получает процент от выручки пространства.
Часто у владельцев помещений есть желание открыть коворкинг, есть свободные площади, однако нет компетенций. В таком случае приглашение опытного оператора в управление проектом — хорошее решение.
— Какая у вас заполняемость в рабочих местах по точкам?
Средняя загрузка сети по офисам на сегодня составляет 85%. При этом в двух локациях из 5 у нас моноарендаторы, которые занимают 100% площадки.
Благодарим пресс-службу Meeting Point за содействие в организации интервью и предоставленные фотоматериалы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Строящийся деловой центр VÁLTRI соответствует классу Prime
Moscow Research Forum сообщает, что деловой центр VÁLTRI, реализуемый девелоперской компанией ESVE GROUP в Белорусском деловом кластере, по заявленным характеристикам соответствует классу Prime согласно классификации офисной недвижимости 2024 года. VÁLTRI стал одним из немногих строящихся объектов, соответствующих высоким требованиям к офисной инфраструктуре, а также критериям локации и технического оснащения. Здание планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году.
БЦ «РТС «Автозаводская» стремительно сдал этажи
Март 2025г. в сети Бизнес-центров «РТС» ознаменовался крупной сделкой по новому бизнес-центру «РТС «Автозаводская» по адресу: ул. Автозаводская, 14.
Новая точка притяжения: сеть кофеен арендовала площадь в Башне Империя
Деловой комплекс «Империя», расположенный в самом сердце Москва-Сити, продолжает укреплять свои позиции как один из самых престижных и востребованных объектов коммерческой недвижимости столицы. На этот раз на его территории появится новая кофейня, которая займет 153 кв.м на −1 уровне комплекса. Сделка была заключена при поддержке консалтинговой компании Morrow Group, подтверждая высокий спрос на качественные локации в ключевых бизнес-центрах города.
Премиум-автосалон на 85 км МКАД: как найти идеальное решение для бизнеса — сделка от Апекс Недвижимость
В условиях растущей конкуренции на рынке коммерческой недвижимости поиск подходящего помещения для специфического бизнеса, такого как автосалон премиум-класса, становится настоящим вызовом. Однако, как показывает практика, даже самые сложные задачи имеют решения, если подойти к ним профессионально и системно.Недавно команда агентства «Апекс Недвижимость» успешно завершила сделку…
На торги выставили шесть нежилых помещений на Варшавском шоссе
Инвесторы смогут побороться на торгах за шесть коммерческих объектов общей площадью почти 1000 квадратных метров на юге Москвы. Об этом сообщил руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Кирилл Пуртов.«Предприниматели могут приобрести коммерческую недвижимость у города для реализации практически любых бизнес-проектов и развития своего дела. Сейчас…
Ситихаусы стали самым востребованным редким форматом элитной недвижимости
В начале 2025 года в продаже на рынке Москвы находилось 1456 лотов высшего ценового сегмента. 229 из них — редкие форматы: пентхаусы, ситихаусы и виллы. Их доля — 16%. Согласно исследованию Sminex, медианная стоимость квадратного метра такой недвижимости с осени прошлого года увеличилась на 3%, до 2,9 млн рублей. Самыми дорогими стали пентхаусы, а наиболее востребованным у покупателей форматом — ситихаусы.
Борьба противоположностей: что влияет на условия контрактов на рынке FM-услуг в 2025 году
Инфляция и другие процессы в экономике, которые приводят к удорожанию FM-услуг, изменили отношение игроков рынка к условиям контрактов. Наметилась устойчивая тенденция: собственники объектов настроены на долгие контракты, но без индексации или с минимальной индексацией, а FM-компании — с индексацией, которая соответствует реальному росту себестоимости.
Жилой комплекс STONE Grain с архитектурной доминантой появится у метро «Калужская»
Девелопер STONE планирует построить жилой комплекс общей площадью 69 тыс. квадратных метров в Обручевском районе на юго-западе столицы. Проект предусматривает создание полноценной инфраструктуры, включая коммерческие и общественные пространства, отвечающие потребностям будущих резидентов. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Upside Development и «НДВ Супермаркет недвижимости»: Почти 90% россиян предпочитают работать в бизнес-центрах с развитой инфраструктурой и зелеными зонами
Аналитики компании «НДВ Супермаркет недвижимости» совместно с компанией Upside Development провели исследование, направленное на определение требований к современному бизнес-центру. Опрос показал, что для 63% сотрудников одним из важных критериев при выборе места работы является наличие инфраструктуры внутри делового комплекса и в его окружении, что помогает поддерживать баланс между работой и личной жизнью. При этом еще для четверти опрошенных данный критерий является решающим. В первую тройку необходимых опций в БЦ вошли: наличие объектов розничной торговли и сферы услуг (74%), паркинга (60%) и комнаты отдыха (51%).
Core.XP и Level Group: За время строительства офисы дорожают в среднем на 40%
Аналитики консалтинговой компании Core.XP и девелопер Level Group провели совместное исследование динамики изменения цен продажи площадей в бизнес-центрах Москвы в зависимости от стадии строительства. Согласно полученным данным, в среднем стоимость квадратного метра на момент ввода бизнес-центров в эксплуатацию с начала строительства увеличивается на 40%. Это связано с рядом факторов: ростом цен на строительные материалы, колебанием валютных курсов и увеличением затрат на рабочую силу. Среднегодовой темп роста цен с 2019 по 2024 год составил 16% для всех классов офисных объектов, однако наибольшее увеличение стоимости наблюдается в бизнес-центрах класса А, которые на данный момент составляют около 90% нового строительства.