Афанасьева Лариса, Meeting Point: Как менялся рынок коворкингов за последний год (Интервью. Часть 1)

Афанасьева Лариса Михайловна, Генеральный директор Meeting Point, рассказала читателям OFFICE NEWS в чём отличие «смарт офиса», «гибкого офиса» и коворкинга, как менялся рынок коворкингов за последний год и как выстроились отношения с арендаторами во время пандемии.

 — Лариса Михайловна, у Вас большой опыт управления в компаниях по инвестированию и бизнес-планированию. Как вы пришли в сферу «сервисных» офисов?

Более 10 лет я занимаюсь управлением бизнес-процессами в российских компаниях. Основная сфера деятельности недвижимость и строительство-это довольно близкие рынки с офисной недвижимостью. Мне, как специалисту финансовой сферы, интересно новое направление с точки зрения развития бизнеса в целом, стратегического планирования, операционного управления и маркетинга. Тем более, что формат становится все более популярным и востребованным. К команде Meeting Point я присоединилась два года назад, за это довольно насыщенное на события время мы пересмотрели ряд основных моментов в стратегии развития компании, подписали две новое локации в Москве, заключили несколько крупных сделок с моноарендаторами, «пережили» локдаун, запустили проект-франшиза Meeting Point для расширения сети в том числе в регионы.

— Сейчас все чаще можно услышать термины «смарт офис», «гибкий офис» это одно и тоже что и коворкинг или все-таки нет, в чем отличие? Какое название все-таки верно.

Вопрос классификации на нашем рынке стоит довольно давно. Когда появились отраслевые премии стало понятно, что существуют разные форматы и оценивать их в одной категории неправильно.

Поэтому, да — разница в определениях конечно же есть. Коворкинг — это общее понятие и чаще всего воспринимается, как большое открытое пространство с рабочими местами и общими зонами. Формат развивается в ответ на потребности и запросы клиентов, в результате чего появились новые виды “смарт офис”, “гибкий офис”, “сервисный офис” и другие.

В отличие от классического коворкинга в “смарт офисах” акцент сделан на зонирование помещения на отдельные офисы — для индивидуальной работы и для команд. Это основное определяющее отличие. При этом также остаются общие зоны — переговорные комнаты, залы для мероприятий, лаунджи, ресепшн, которыми пользуются все арендаторы.

Если говорить о Meeting Point, мы относимся к формату “смарт офис” и “сервисный офис”.  Опенспейс у нас составляет малую долю пространства, а основное внимание уделено именно изолированным офисам и высокому уровню обслуживания, как важной части нашего предложения.

Для того, чтобы рынок коворкингов четко определился с категориями, необходимо участие профессионального сообщества, аналитиков и экспертов по недвижимости. Они могут выработать основные критерии, по которым объекты будут классифицироваться, как это было в свое время сделано с бизнес-центрами.

 — Как менялся рынок коворкингов за последний год?

2020 год полон вызовов, рынок коворкингов пострадал наравне с другими отраслями, но к особо пострадавшим причислен не был и остался без какой-либо поддержки. Фактически все “выживали” сами. Непростые переговоры шли и с лэндлордами, далеко не все владельцы коворкингов получили послабления по арендной нагрузке. Параллельно приходилось вести очень лояльную клиентскую политику, чтобы сохранить всех арендаторов и не потерять бизнес.

Однако коворкинги прошли проверку на прочность и после отмены жестких ограничений довольно быстро отыграли свои позиции. Помогла гибкость, заложенная в саму модель коворкинга, которая дает возможность эффективно адаптировать свое предложение под быстро меняющийся спрос.

Сейчас уже очевидный факт, что пандемия заставила владельцев бизнеса пересмотреть свое отношение к аренде. После карантина рынок коммерческой недвижимости изменился. Компании перевели сотрудников на удаленный формат работы, съехали из офисов.  И коворкинги, пожалуй, стали тем единственным сектором рынка недвижимости, который в кризисное время получил возможности для роста. Небольшие площади и высокий уровень сервиса — то, что стало востребовано.

Обратите внимание, что новые пространства появляются как раз в формате “смарт офисов”, классический опенспейс-коворкинг с отдельными рабочими местами менее востребованная история сегодня. В том числе из-за дополнительных правил и ограничений, которые привнесла пандемия в офисную жизнь.

Думаю, что у всех, этот год пошел не по плану, какие-то проекты из-за пандемии пришлось подвинуть. Например, в мае мы готовились к открытию новой площадки в лофт-квартале Даниловская мануфактура. Во время карантина застопорились строительные работы и нам пришлось перенести открытие на конец года. Тем не менее, сейчас, в ситуации, когда многие компании пересмотрели свое отношение к квадратным метрам и формат коворкинга еще больше набирает популярность — новое пространство Meeting Point запускается в нужное время и в нужном месте.

 — Как изменились отношения с арендаторами помещений после пандемии? Какие новые условия в договор вы бы внесли в текущих условиях?

Скорее всего, многие компании -арендаторы задумались о краткосрочной аренде, или, как минимум, о более гибких условиях выхода из договора. Ранее прямая аренда заключалась на 5 и более лет. Опыт этого года показал, что это риски и потери. Поэтому логично владельцу бизнеса оптимизировать эту часть расходов. Переезд в коворкинг- тоже выход, поскольку аренда возможна от 1 месяца до нескольких лет. Проще отказываться от каких-то площадей при сокращении бизнеса или, наоборот, добирать необходимые при расширении.

Что касается самих коворкингов, мы прекрасно понимаем, как трудно пришлось лендлордам. Поскольку сами находимся примерно в том же положении относительно своих клиентов. Требовать от них в ситуации локдауна полной отмены платежей — невозможно. Вариант, который может устроить обе стороны – предусмотреть договором скидки на случай локдауна. Надеемся, что прибегать к этому пункту договора все-таки не придется и еще одного карантина с самоизоляцией не случится.

Также есть разные модели работы, не обязательно входить в отношения арендатор-арендодатель. На волне интереса к коворкингам многие девелоперы готовы обсуждать управление своими площадями. В таких отношениях договора аренды не существует, и соответственно высоких рисков по арендным платежам. Затраты на ремонт несет собственник, оператор приходит и работает под своим брендом, занимается продажами, получает процент от выручки пространства.

Часто у владельцев помещений есть желание открыть коворкинг, есть свободные площади, однако нет компетенций. В таком случае приглашение опытного оператора в управление проектом — хорошее решение.

 — Какая у вас заполняемость в рабочих местах по точкам?

Средняя загрузка сети по офисам на сегодня составляет 85%. При этом в двух локациях из 5 у нас моноарендаторы, которые занимают 100% площадки.

Благодарим пресс-службу Meeting Point за содействие в организации интервью и предоставленные фотоматериалы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Игорь Золотухин, F2: как компаниям вернуть сотрудников в рабочий режим после удаленки — офис для социализации

Уже с прошлого года эксперты начали отмечать массовое возвращение сотрудников в офисы. Правда оказалось, что после долгой удаленной работы люди нуждаются в адаптации. Игорь Золотухин, генеральный директор сети коворкингов премиум-класса F2 рассказывает, как восстановить эффективную работу команды в офисе.

WORKPLACE AWARDS 2023: названы лучшие игроки рынка

В роскошном Hotel Continental 20 сентября 2023 состоялась торжественная церемония награждения победителей специализированной премии в сфере офисной недвижимости WORKPLACE AWARDS.

Regions Development и «Метриум»: За десять лет доля премиальных проектов в ЦАО сократилась в два раза

За прошедшие 10 лет в Москве произошла децентрализация географии предложения премиальных новостроек. Доля экспозиции первичного жилья премиум-класса в ЦАО сократилась почти в два раза – с 71,8% до 37,5%, подсчитали аналитики компаний Regions Development и «Метриум». Особенно активно процесс идет в течение последних пяти лет.

Журнал OFFICE NEWS теперь в Телеграм

Журнал OFFICE NEWS открыл Телеграм-канал, где публикуется краткое содержание всех публикаций. Такой подход удобен тем, что читатели могут ознакомиться с сутью материала всего за пару секунд. Каждая краткая публикация в Телеграм, в свою очередь, содержит ссылку на полный текст статьи.

Стартовали продажи проекта Nicole – комплекса клубных домов в сердце столицы

Подразделение элитной недвижимости MR Group — MR Private 19 сентября официально представило проект NICOLE: комплекс клубных домов Deluxe класса, занимающий 3га в историческом районе Китай-города, в шаговой доступности от Кремля.

Международная компания AVIAREPS переехала в бизнес-центр «СИТИДЕЛ»

AVIAREPS — мировой лидер в области туризма, авиации, гостиничного сектора и ритейла теперь располагается в новом офисе в ДЦ «СИТИДЕЛ». Новый арендатор занял офис площадью 615 кв. м. В нем находятся представительства ключевых клиентов компании, таких как Air Arabia Group, Ethiopian Airlines, Air Serbia и другие.

Стартовали продажи бизнес-центра класса А — GEOLOG2 от девелоперской компании HUTTON и инвестиционной компании MADE

Девелоперская компания HUTTON, совместно с инвестиционной компанией MADE объявили о старте продаж нового бизнес-центра класса А — GEOLOG2, расположенного на Юго-Западе Москвы. Реализация планируется в соответствии с федеральным законом 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве c использованием эскроу-счетов. Проектное финансирование осуществляет банк ВТБ, а генеральным подрядчиком проекта выступает компания ФОДД. Сроки ввода в эксплуатацию — 2 квартал 2026 года.

KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™ представила новый уникальную услугу — трекинг проектов и проектных команд

Деятельность компаний в современном мире, независимо от сферы бизнеса, уже невозможно представить без реализации различных проектов. Именно поэтому все большую значимость приобретает трекинг как разновидность управленческого консалтинга.Трекинг проектов и проектных команд – новая уникальная услуга, предоставляемая экспертами команды KUBRAVA PROJECT MANAGEMENT™.Если говорить о проектном трекинге,…

Новый премиальный коворкинг в японском стиле TheOffice стал победителем престижной премии WORKPLACE AWARDS

TheOffice стал победителем престижной премии WORKPLACE AWARDS  сразу в двух номинациях: «Премьера года» и «Лучшее мебельное решение».

AFI Development завершает фасадные работы на общественно-рекреационном комплексе у метро «Белорусская»

AFI Development заканчивает монтаж стекло-прозрачных конструкций и декоративных элементов фасада, который украсит новый общественно-рекреационный комплекс «Тверская Застава» в центре Белорусского делового района, возле станции метро «Белорусская». Уже в следующем году город получит новый многофункциональный комплекс, сочетающий торговые площади, деловые и общественные пространства.

Эффективные офисы на практике: проперти-тур по знаковым местам сегмента

Проперти-тур «Workplace: эффективные офисы» состоялся 19 сентября 2023 , в рамках которого участники посетили классические офисы и многофункциональные сервисные пространства Москвы

Пентхаусы предусмотрены во всех домах Sminex-Интеко

В элитных домах девелопера доля пентхаусов составляет в среднем 19% общей жилой площади. Клиенты Sminex-Интеко относят к главным преимуществам этого формата квартир лучшие панорамные виды на Москву, террасы, высокие потолки, возможность установки дровяных каминов и собственные бассейны.

CMWP: Стоимость отделки офисов увеличилась на 25%

Стоимость отделки офисных помещений в России к концу первого полугодия выросла в среднем на 20-25% относительно прошлого года, отметили аналитики Commonwealth Partnership (CMWP). В 2022 году также отмечался рост стоимости отделки на уровне 15-20%.

ГК «РИОТЭКС»: «Синергия» расширяет площадь университета в БЦ «РТС «Нагатинский»

В конце лета Университет «Синергия» заключил договор с Группой компаний «РИОТЭКС» на расширении площади в бизнес-центре «РТС «Нагатинский» по адресу: Хлебозаводский проезд, 7 стр.10. Арендатор дополнительно займет 6 этаж здания, общей площадью порядка 3 500 кв.м.