«Agile-технологии перешли из разряда модных инноваций в осознанную потребность компаний, желающих сохранить конкурентоспособность»

«Agile-технологии перешли из разряда модных инноваций в осознанную потребность компаний, желающих сохранить конкурентоспособность»

Офисный рынок меняется вместе с рынком труда: рабочее пространство становится более гибким и многофункциональным, появляются новые конструктивные и архитектурные решения. О том, что требуется компаниям в эпоху четвертой промышленной революции, рассказывает Амир Идиатулин, генеральный директор архитектурной студии IND Architects.

Расскажите, пожалуйста, что такое «эпоха индустрии 4.0», каковы ее основные побуждающие силы, идеи, изменения в обществе?

Раньше наблюдалась миграция производства в страны с дешевой рабочей силой и ресурсами. Сейчас же с развитием технологий производство становится менее ресурсоемким и может располагаться там же, где разрабатываются новые продукты, – продукт производится рядом с теми командами, которые его придумывают. Чтобы изготовить пилотный образец, не нужна больше длинная технологическая цепочка – прототип напечатают на 3D либо создадут digital-модель и испытают в виртуальной реальности. Главная ценность теперь и в промышленном секторе – это люди, которые создают продукт, технологии, дизайн, а не производственные мощности.

Ускорение производственных процессов, их локализация – приближение к конечному потребителю – неизбежное условие для успеха современной компании. Потребитель все более чувствителен к трендам и хочет быстро получить продукт, отвечающий требованиям актуального момента. В эпоху индустрии 4.0 продукт создается быстрее, лучше и дешевле.

Временной промежуток от идеи до ее воплощения укорачивается, и современные рабочие пространства должны отвечать этим новым требованиям. Организация офиса – производная от бизнес-процессов, и его главная задача – обеспечить быструю и удобную коммуникацию между специалистами различных подразделений и помогать творить, создавать инновации. Меняется структура корпораций: вертикальные иерархии остаются в прошлом, сегодня эффективнее горизонтальная организация и кросс-функциональные команды. Выстроенные таким образом отношения внутри команды позволяют компании быть гибче, оперативно реагировать на быстро меняющиеся требования рынка.

Колоссальную роль в современной промышленности играет информация: информация о спросе, прогнозирование потребностей и обратная связь с потребителем позволяют улучшать производственные показатели, молниеносно автоматически корректируя планы, изменяя продукт. Основываясь на массивах big data, автоматизированные аналитические алгоритмы предсказывают спрос, определяют необходимые объемы производства и ценообразование, заменяя собой целые коммерческие департаменты, аналитиков, маркетологов. Но если функции бухгалтерской и юридической поддержки, финансового и маркетингового планирования, и даже работу инженеров уже автоматизируют, то креативности роботам пока не хватает. Способность творить и решать нестандартные задачи – те таланты человека, которые не могут заменить роботы. Креативное мышление теперь – главная ценность человеческих ресурсов для компаний всех отраслей, искусственный интеллект не может творить.

Какие требования к рабочему пространству, на ваш взгляд, она предъявляет эта эпоха?

Изменения в бизнес-процессах и корпоративной философии отражаются в дизайне корпоративных интерьеров и воплощаются в открытых планировках, гибких интерьерных решениях, исчезновении барьеров в офисе. На место капитальных стен приходят трансформируемые и передвижные перегородки, в офисах появляется большое количество зон для работы в больших и малых группах.

Наши заказчики из числа крупных корпораций, равно как и средний и малый бизнес теперь хотят получить офис, стимулирующий креативность сотрудников, способный меняться под текущие задачи бизнеса. Гибкие agile-технологии в офисном дизайне перешли из разряда модных инноваций в осознанную потребность компаний, желающих сохранить конкурентоспособность в новых экономических реалиях.

Например, в офисе одной из компаний модной индустрии, который мы сейчас строим, будут мобильные перегородки – акустические «ширмы» на колесах, которыми можно оградить любое пространство офиса, быстро создав переговорную или компактный временный кабинет. В офисе крупнейшей нефтехимической корпорации «Сибур», который бюро IND Architects спроектировало в Москве, есть и конференц-залы для работы в больших междисциплинарных командах, и акустические изолированные кабины для уединенной сосредоточенной работы или конфиденциальных телефонных переговоров.

Сотрудник хочет получать на работе «все 33 удовольствия», а не просто стол, стул и компьютер. Компании вынуждены сражаться за человеческий капитал и создают людям качественную среду – это не только обустройство офиса, но и сервисы которые были доступны – здоровое питание, детская комната, спортзал. Важна даже возможность поспать в офисе какое-то время – научные исследования показали, что кратковременный сон сказывается положительно на производительности.

В офисе эпохи индустрии 4.0 можно перезагрузить свой мозг в игровой комнате, вздремнуть на уютном диване в лаунж-зоне, помедитировать в зале для йоги. Если раньше такие офисы были прерогативой гиков из IT-компаний и креативных индустрий, то теперь комфортные, почти домашние интерьеры строят для себя промышленные гиганты.

Офис становится мини моделью технологической цепочки – здесь продукт придумывают и здесь же его воплощают. И люди объединяются в междисциплинарные цепочки, коммуникация происходит быстро без барьеров – это важный принцип agile’а – люди объединяются в кроссфункциональные команды и все очень быстро происходит, люди работают сообща на результат, чтобы создать продукт, а не чтобы подготовить формальны отчет руководству – все взаимодействуют друг с другом, специализации размываются. Офис должен тоже размывать эти границы.

Есть ли в Москве объекты, которые соответствуют таким требованиям (возможно, не полностью, а лишь в какой-то мере)? Насколько активно они появляются, какие перспективы развития подобных пространств вы видите?

Помимо офисов ведущих российских компаний вроде «Сибура» и «Сбербанка», офисов иностранных корпораций вроде Google и представителей рекламной индустрии, примеров рабочих пространств нового типа пока мало. В большей степени принципам индустрии 4.0 соответствуют кластеры вроде Artplay, «Трехгорки», «Флакона», где на одной территории собираются специалисты, объединяющие в технологические цепочки и вместе создающих новое. Работа в таких кластерах идет повсюду – в кофейнях, на летних верандах, в офисах, коворкингах – все со всеми сотрудничают, общаются, обмениваются идеями, которые быстро воплощают.

Насколько современный российский бизнес готов к изменениям своих рабочих пространств? Есть ли более или менее активные (или, наоборот, косные) сферы бизнеса?

Если не будешь меняться – будешь менее эффективным. Сегодня рынок сотрудника, а не работодателя, за качественные кадры идет борьба. Кампании с устаревшими рабочими пространствами сталкиваются с текучкой кадров. У людей сегодня не только финансовая мотивация, они придирчиво выбирают пространство, в котором будут проводить заметную часть своего времени.

Плюс к этому успех компании зависит от результативности сотрудников, и правильный офис стимулирует эффективную работу. Результативность сегодня измеряется не в количестве часов, проведенных в офисе за столом, а в том насколько креативные решения генерирует человек, предлагает ли новые эффективные подходы, внедрив которые компания станет успешнее. И важно, чтобы компания было готова принять и внедрить эти новые решения, чтобы яркие идеи не застревали на пути бюрократических согласований.

Всем нужно меняться – менять психологию, корпоративную культуру, организацию бизнеса и естественно офисное пространство. Изменения затрагивают все отрасли независимо от масштабов бизнеса. Недавно я консультировал небольшую производственную светотехническую компанию, которая решила переформатировать офис по принципам agile, установить в офисе 3D-принтер, чтобы ускорить процесс создания продукции – и сразу изготавливать прототипы и демонстрировать заказчику. Меняются компании машиностроения, космическая отрасль, двигателестроение – всем нужны пространства нового типа, чтобы привлекать лучшие кадры.

Как соотнести требования нового времени и кризисные явления, которые затронули, в том числе, и офисный рынок? Иначе говоря, как бюджетно идти в ногу со временем?

Как бы парадоксально это ни звучало, но строительство актуального стильного интерьера может обойтись даже дешевле интерьера несовременного. Что экономичнее: выстроить вереницы солидных кабинетов, выделить площади под переговорные, обшить все поверхности шпонированными панелями, разместить на потолке сложносочиненные гипсокартонные конструкции со встроенными светильниками и заставить опенспейс комплектами готовой офисной мебели – или же создать офис отрытой планировки с многофункциональными гибкими интерьерными решениями и современным дизайном?

Открытая планировка – это меньшее количество постоянных перегородок, стен, гибкий подход к организации пространства. Она позволяет с минимальными инвестициями менять офис, добавляя рабочие места, разделяя пространство на рабочие и переговорные зоны.

Есть ли в вашей деятельности опыт создания подобных пространств? Что было самым сложным, самым интересным? Каковы были требования заказчика?

Большинство рабочих пространств, которые мы создаем в последние годы, отвечают перечисленным признакам: гибкость, свобода, известная неформальность. Это офис для «Альфа-Банка» – «Альфа-Лаборатория», офис для «Сбербанка», офисы и производственные площадки для нефтехимической корпорации «Сибур» в различных регионах России, проекты рабочих пространств «Яндекса» и «Инканто».

Когда мы проектировали первый в России agile-офис для «Альфа-Лаборатории» – инновационного подразделения «Альфа-Банка», занимавшегося разработкой новых продуктов, – этот офис открытой планировки, без кабинетов, но зато с пуфами в трансформируемом конференц-зале и с супер-героями на стенах был абсолютной экзотикой. Сотрудники ходили по офису в домашних тапочках, устраивали брейнстормы за игрой в настольный футбол и дартс, придумывали новые финансовые сервисы, лежа на мягких диванах в лаунже или греясь на солнышке на открытой веранде, укомплектованной яркой пластиковой уличной мебелью, какую ставят обычно у бассейнов.

В офисе «Сбербанка», построенном по проекту IND Architects, появился совершенно неформальный деревянный амфитеатр, а зонирование в офисе было выполнено по принципу районов Москвы. Для облегчения навигации каждая зона офиса имеет смысловую и стилистическую привязку к одной из узнаваемых территорий города. В парке Сокольники встретим графику с совой на стене, в районе ВДНХ – Гагарина и лозунг «Поехали». Вокруг всего офисного пространства можно проехать на самокате.

Каким вы видите стандартное рабочее пространство лет через пятьдесят? Что, на ваш взгляд, может радикально измениться, а что останется таим же, как и сейчас?

Современные средства связи стирают географические границы и часовые пояса, дают нам возможность общаться и обмениваться информацией круглосуточно, где бы мы ни находились. Понятно, что в дальнейшем эти технологии будут только совершенствоваться. И это рождает прогнозы о том, что, мол, офисы исчезнут, и все станут работать удаленно, сидя под пальмой на острове. Но такое квазивзаимодействие не может заменить живой межличностной коммуникации, энергетику брейнсторма не передать по Skype. Офисы останутся? и главной их функцией будет по-прежнему коммуникация и творчество.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей

PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.

Серия донорских акций от O1 Properties

O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.