Design-Legal, Екатерина Куссмауль

Екатерина Куссмауль: Как дизайнерам работать без судов, конфликтов и штрафов: актуальные рекомендации юриста

Design-Legal, Екатерина Куссмауль:  «Предупрежден — значит вооружен. Пусть 2020 год окажется для вас максимально прибыльным и комфортным в работе.»

Хороший вкус и неординарное мышление — в профессии дизайнера качества необходимые, но недостаточные. Большая часть процесса создания и реализации интерьера — это серьезная работа, которая требует от автора проекта также умения общаться с людьми и знания юридических тонкостей оформления работы.

Юрист в сфере дизайна и архитектуры, интеллектуальной собственности и международного права Екатерина Куссмауль специально для PRODesign объяснила, как защитить свои дизайн-проекты от плагиата, минимизировать количество споров с заказчиком и избежать немаленьких штрафов в 2020 году.

Про работу с заказчиком

Для дизайнерской деятельности нет специального закона, который бы регламентировал порядок и качество оказания услуг, как например для архитектурной деятельности, а те нормы закона, которые можно применить, носят общий и очень формализованный характер.А дизайнерская деятельность имеет явное отличие и специфику по сравнению с другими услугами – это и создание в процессе произведений, охраняемых авторским правом, и художественный, творческий характер самого процесса, и субъективная оценка качества работ заказчиком, обязательное согласование предложенных решений.И получается, что зачастую аргументом в отношениях дизайнера и заказчика выступает не закон, а договор, и от того, насколько дизайнер смог донести до клиента свой особенный порядок работы, может зависеть решение конфликта.

Что обязательно нужно сделать (включить в договор), чтобы работа с заказчиком для обеих сторон была легкой и понятной, и не давала поводов для конфликта?

1. Подробно опишите порядок и результат работы — что в конечном итоге получит заказчик и какие действия ему требуется совершить в зависимости от этапа работы.

2. Подойдите очень серьезно к описанию сроков в договоре — исключите те периоды, когда дизайнер по различным причинам непосредственно не работает над проектом (периоды «раздумывания» заказчика, ожидание технической документации и др). В противном случае можно «схватить» немаленькие штрафы за просрочку выполнения работ в ситуации, когда такая просрочка никак не связана с действиями дизайнера.

3. Обозначьте в договоре максимальное количество корректировок проекта, чтобы работа не превратилась в бесконечный поток согласований, ведь срок работы-то ограничен.

4. Зафиксируйте передачу и согласование промежуточных и окончательных результатов работ.

Про авторское право

Для защиты своих авторских прав на разработанный дизайн можно применит специальные формулировки для своих чертежей и обязательно фиксировать с исполнителями, которые выполняют для вас отдельные работы (визуализации, дизайн, фотографии), принадлежность ваших прав на дизайн.

Хотя авторские права возникают автоматически с момента создания и не требуют регистрации, я советую всегда:

— подписывать чертежи;
— ставить свои логотипы;
— включать помимо знака копирайта еще и следующую формулировку:

«Данный чертеж/эскиз/рисунок и сам дизайн является объектом авторских прав и находится под защитой закона. За его копирование, изменение, воспроизведение, практическую реализацию и иное незаконное использование законом предусмотрена компенсация в размере до 5 млн руб.»

Это будет лишним (или совсем не лишним) напоминанием для тех, кто этот чертеж получил, что дизайн это авторский, охраняется законом, и ответственность за его использование может назначаться в миллионах, причем даже если дизайн изменен. Так как изменение дизайна – это тоже незаконное использование.

А вот для сохранения своих прав на составляющие части проекта (чертежи, визуализации, фотографии), необходимо подписать с исполнителями, которых вы привлекаете, соглашение о том, что исключительные права буду принадлежать вам.

И обязательно договориться о следующих моментах:

— может ли исполнитель публиковать результаты работ в своем портфолио;
— должен ли исполнитель указывать вас как автора дизайна;
— и обязаны ли вы его указывать исполнителя как соавтора или автора отдельного произведения (визуализации, фото реализованного интерьера и т.п.).

В противном случае вы можете сами оказаться нарушителем авторских прав, даже заплатив за результат работы.

Про легальную работу

Когда на лекциях я прошу дизайнеров поднять руки, кто зарегистрирован как ИП или ООО и ведет свой бизнес легально, каждый раз удивляюсь — рук не более 30% от всей аудитории. Остальные работают без оформления, в черную.Все бы ничего, но риск в этом случае не только того, что узнает налоговая (а она в последнее время очень изобретательная), и придется заплатить налоги за предъявленный период, но и того, что такие факты могут служить предметом шантажа со стороны заказчика, попыткой снизить стоимость уже выполненной работы или требованием выполнить работу, не оговоренную договором.Поэтому чем профессиональнее и организованнее будет ваш бизнес, тем меньше оснований возникнет для конфликтов.

Тем более с 2020 года практически по всем регионам вводится или планируется ввести специальный налоговый режим для самозанятых, который позволит платить минимальные налоги и легально вести свой бизнес. Так, режимом предусмотрен налог в размере:

✔4% с доходов, полученных от физических лиц;

✔6% с доходов, полученных от юридических лиц.

При этом предусмотрен упрощенный порядок постановки на учет, отсутствие деклараций, отсутствие страховых взносов.

Для дизайнеров это пока самый выгодный по ставкам режим, естественно нужно учитывать особенности своих видов услуг, но на мой взгляд, это хороший способ подчеркнуть серьезность своей профессиональной деятельности, и не краснеть перед заказчиком.

Узнать больше о правовой поддержке дизайн-бизнеса можно на design-legal.com.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…