введение платных парковок

Как введение платных парковок изменило предпочтения арендаторов?

Марина Кононенко, директор по маркетингу ГК «ИТКОЛ»

С 2013 г. власти Москвы запустили платную парковку в центре города. Главным мотивом стала потребность снизить загруженность улично-дорожной сети в столице. Спустя четыре года видно, что это скорее удалось. Однако новая реальность повлияла на предпочтения арендаторов коммерческой недвижимости в центре Москвы. И пока у арендодателей нет особых инструментов, чтобы повлиять на их поведение. К тому же девелоперы до сих пор закладывают в проекты минимум собственных парковочных мест.

Пробок меньше, но парковок не хватает

Недавно консалтинговая компания PwC представила сравнительный анализ уровня потребления и градостроительного развития Москвы относительно других крупнейших мировых городов (Нью-Йорка, Сингапура, Гонконга, Пекина, Шанхая, Сеула, Берлина, Лондона, Сан-Паулу, Токио и Мехико). Из этого анализа следует, что загрузка улично-дорожной сети в Москве за последние 4 года сократилось на треть — с 57% до 44%.

По данным департамента транспорта Москвы, среднее время в пути в зонах платных парковок сократилось на 5 минут, а средняя скорость автомобилей в часы пик увеличилась на 6%. Количество поездок из дома на работу и обратно сократилось на 15%, люди пересаживаются на общественный транспорт: на 13% вырос пассажиропоток наземного городского транспорта и на 9% — в метро.

С 2013 г. зоны платных парковок в Москве разрослись до третьего транспортного кольца, сегодня к ним относится 37% территории столицы. При этом главное слабое место в инициативе городских властей — недостаточное количество парковочных мест на наземных и подземных парковках.

В 2012 г. в центре столицы было 6100 машино-мест в пределах Бульварного кольца и еще 1850 – на плоскостных парковках. Сегодня в пределах первого транспортного кольца оборудовано более 3700 платных парковочных мест. При этом продолжает расти число зарегистрированного в Москве автотранспорта, в 2016 г. увеличившись на 255,5 тыс. до 4,2 млн автомобилей.

Арендаторы смотрят на окраины

Введение платных парковок привело к децентрализации спроса на коммерческую недвижимость в центре Москвы. Главным мотивом здесь становится не комфорт сотрудников компании-арендатора, а удобство для ее клиентов и борьба за покупателя: в первую очередь платные парковки стали головной болью для бизнеса из сферы услуг с большой проходимостью.

Если раньше компании с высоким клиентским трафиком старались арендовать офис в центре, то теперь готовы рассматривать варианты аренды за пределами ТТК. Там можно найти достаточно объектов коммерческой недвижимости любого класса. Арендаторов привлекают бесплатная стихийная парковка, а также более низкие по сравнению с центром ставки на аналогичные помещения. Но здесь есть и минусы: до таких объектов сложнее добираться из разных концов Москвы, кроме того, действуют стереотипы об их более низком статусе.

При этом нельзя говорить, что арендаторы целенаправленно выходят из зоны платных парковок: все-таки новые условия не так критичны для бизнеса. Скорее арендаторы задумываются о переносе локации при выборе нового объекта.

Арендодатели ограничены в ресурсах

Как в таком случае поступать собственникам объектов в пределах ТТК? Им остается только снижать ставки и по максимуму использовать собственную парковку. Если же речь идет о новом строительстве, то девелоперам стоит закладывать в объект максимально возможное количество собственных парковочных мест.

Свои парковки есть у большинства объектов коммерческой недвижимости. Объекты класса А и В+ чаще всего имеют и подземный, и наземный паркинг, здания классом ниже – только наземную охраняемую парковку. Почти все машино-места — платные, за исключением случаев с рекламными акциями или специальными предложениями.

Если у офисного здания нет собственной парковки, это сильно снижает конкурентную привлекательность. Но даже ее наличие не всегда позволяет до конца решить проблему. В среднем по рынку одно м/м приходится на 100 кв. м площади, то есть примерно на 10 сотрудников. Это не позволяет арендовать места для всех сотрудников и к тому же бьет по карману.

По этой же причине в офисах гостевая парковка для клиентов арендатора – скорее исключение, чем правило. В таких условиях собственная большая охраняемая парковка становится важным конкурентным преимуществом.

Девелопмент не в пользу машино-мест

Строительство собственных парковочных мест упирается в наличие у арендодателя земельного участка и площади пятна застройки. Кроме того, рентабельность парковки значительно ниже, чем у потенциальных офисных или торговых помещений. Поэтому девелоперы делают выбор в пользу последних, что приводит к дефициту парковочных мест. Подземные паркинги закладывают в объекты высокого класса, что заметно увеличивает стоимость строительства.

Принцип «лучше арендные площади, чем парковочные места» существовал еще до введения платных парковок в центре Москвы. И столичные девелоперы коммерческой недвижимости продолжают придерживаться его до сих пор, закладывая в проекты то же 1 м/м на 100 кв. м и увеличивая площадь, пригодную для аренды, в ущерб парковке. В результате этот подход приводит к простым помещениям.

Таким образом, после введения платных парковок в центре Москвы рынок столичной коммерческой недвижимости становится децентрализованным. Арендодатели все больше задумываются о создании дополнительных парковочных мест, а арендаторы с большим потоком посетителей рассматривают объекты за пределами третьего транспортного кольца. Эти факторы оказывают заметное, но не определяющее влияние на развитие рынка коммерческой недвижимости в Москве.

Источник: cre.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Авито Работа: треть россиян принципиально ищут работу только рядом с домом

В ходе опроса 2 000 респондентов аналитики Авито Работы выяснили, что для трети (34%) работающих россиян вопрос локации крайне важен, поэтому они ищут работу только рядом с домом. Чаще всего об этом говорили женщины (38% против 30% среди мужчин). Еще 54% считают расстояние до работы…

Morrow Group: Немецкий ведущий производитель системных решений для электромонтажа новый арендатор Art Gallery Business Park

Немецкий ведущий производитель системных решений для электромонтажа, работающий на мировом рынке с 1911 года, арендовал офисное помещение общей площадью 386 м2 в бизнес-центре «Art Gallery Business Park», который расположен по адресу: Кировоградская улица, 23 А.

В RRG открыто направление загородной недвижимости

Консалтинговая компания RRG объявляет о запуске направления загородной недвижимости. Новое подразделение будет оказывать полный комплекс консалтинговых услуг для девелоперов и владельцев земельных участков – определение наилучшего использования и стратегии развития, анализ конкурентов и аудитории, разработка концепции и продукта, маркетинговые и ГИС-исследования, инвестиционный анализ, стратегия продвижения и организация продаж и т.д.

«Метриум»: Самые успешные девелоперы апартаментов Москвы по итогам 2023 года

Суммарная выручка 10 самых успешных девелоперов апартаментов Москвы по итогам 2023 года составила 79,8 млрд рублей, подсчитали аналитики «Метриум». По сравнению с 2022 годом показатель вырос на 24,7%.

Компания PIONEER завершает устройство спортивного кластера на юге Москвы

Кластер для активного отдыха и занятий спортом займет 2,6 тыс. кв. м в границах жилого квартала LIFE Варшавская, расположенного рядом со станцией метро «Варшавская». Большая спортивная площадка будет доступна как для резидентов проекта, так и для жителей района Москворечье-Сабурово. Автор концепции благоустройства территории и спортивной инфраструктуры — команда Basis architectural bureau.

IBC Real Estate: Большинство офисных служащих выбирая работу смотрят на офис

Аналитики IBC Real Estate провели опрос жителей Москвы с целью выявления предпочтений существующих и потенциальных сотрудников компаний и выяснили, что для 83% офисных сотрудников место работы выступает одним из ключевых факторов при выборе работодателя, для 47% из них – это главный приоритет.

Nikoliers: за 2023 г. на российский рынок вышло 40 отечественных брендов

По итогам 2023 г. на российский рынок вышло 40 отечественных брендов*. В рамках исследования аналитики Nikoliers учитывали бренды, которые ранее либо не были представлены на рынке, либо были представлены онлайн или в виде корнера в составе универмага, а затем впервые открылись в качестве бутика в торговом центре. Суммарно за год такие бренды открыли 349 магазинов общей площадью 159,9 тыс. кв. м.

NF Group: Объем свободных площадей в петербургских бизнес-центрах сократился на 30% и составил 303,8 тыс. кв.м.

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в 2023 году рынок офисной недвижимости Санкт-Петербурга пополнился минимальным объемом новых площадей, что наравне с высоким спросом сказалось на вакантности. 

Складской комплекс light industrial в Валищево площадью 220 тыс.кв.м получил разрешение на строительство

Компания Skladman USG сообщает о получение разрешения на строительство первой очереди крупнейшего в Московской области логистического комплекса формата Light Industrial в Валищево. Объем инвестиций в реализацию первых двух очередей составит 4,8 млрд руб. Генеральный проектировщик проекта — «Передовая Архитектурная Строительная Компания» (ПАРСК), входящая в ГК SKLADMAN USG.

Ресторанный холдинг FAMILY GARDEN переехал в бизнес-центр «СИТИДЕЛ»

Компания арендовала офис площадью около 856 кв.м.Family Garden — международный ресторанный холдинг, динамично развивающийся в Москве, регионах и на территории Краснодарского края, в Ташкенте. Холдинг основан в 2013 году и является одним из партнёров Novikov Group и Pinskiy & Co. «Успешное развитие компании и выход его…