Nikoliers: средняя площадь введенных в 2023 г. торговых центров в Москве составляет 12,7 тыс. кв. м
Средняя площадь введенных в 2023 г. торговых объектов в Москве составляет 12,7 тыс. кв. м, что на 19,5% больше значения 2022 г. Новое предложение в текущем году представлено торговыми центрами районного и окружного форматов. По прогнозам Nikoliers, в 2024 г. тренд на открытие проектов таких форматов сохранится, а средняя площадь торгового центра незначительно увеличится до 13 тыс. кв. м за счет открытия таких объектов, как Kuzminki Mall на Зеленодольской улице, «Одинцово Парк» на Можайском шоссе и некоторых других.
Объем ввода торговых площадей в Москве в 2023 г. стал антирекордом за последние 20 лет – всего было открыто 50,7 тыс. кв. м торговых площадей. Таким образом, объем ввода в 2023 г. будет на 46,9% ниже показателя прошлого года и на 82% значения 2021 г., когда объем ввода достиг отметки в 281,4 тыс. кв. м.
В 2024 г. ко вводу заявлено 313,1 тыс. кв. м торговых площадей. Структуру нового предложения в 2024 г. условно можно поделить на две группы. Первая – это отдельностоящие районные торговые центры. 9 из 24 заявленных к вводу объектов относятся к сети торговых центров «Место встречи» от ADG Group. При условии реализации проектов в установленный срок, девелопер может ввести порядка 82 тыс. кв. м в следующем году. Вторая группа – это торговые галереи в составе других сегментов недвижимости. Например, ТЦ Chkalov в составе одноименного жилого комплекса, ТЦ «Эль-Портал» в составе ТПУ «Рязанская» или ТЦ Botanica Mall – часть многофункционального комплекса, которая объединяет в одном проекте офисы, торговлю и даже апарт-отель.
По итогам 2023 г. спрос на рынке торговой недвижимости стабилизировался. Несмотря на высокую вакансию в начале года, когда показатель доходил до отметки в 15,6%, освободившиеся площадки смогли заполниться новыми арендаторами. Постепенно находят новых арендаторов площади, которые ранее занимали магазины шведской IKEA и французского Decathlon. В ТРК «Европолис Ростокино» на большей части помещения, где ранее располагалась IKEA, теперь находится магазин товаров для дома Lazurit. Под конец года Decathlon возобновил свою работу, но уже под новой вывеской – Desport. Тем не менее некоторые площадки уже ушли другим арендаторам. Например, в ТРЦ «Радуга Парк» на востоке Москвы вместо Decathlon открылся магазин спортивных товаров «Спортмастер». Также на месте Adidas было открытие первого магазина ASP с продукцией Adidas и Reebok в Outlet Village «Белая Дача».
В течение 2023 г. российский рынок пополнился 27 новыми иностранными брендами, в то время как прекратили свою работу восемь. В основном новые игроки были представлены брендами из Турции, Ливана и Белоруссии. 51,9% вышедших брендов относятся к среднему ценовому сегменту, 33,3% — выше среднего, 11,1% — премиальному и только 3,7% — к сегменту ниже среднего.
Российские бренды также демонстрировали высокие темпы развития. Помимо количественной экспансии, ритейлеры увеличивали форматы и расширяли ассортиментную матрицу. Изготавливать мужскую одежду на заказ начал дом моды Alena Akhmadullina. ZARINA также открыла магазин нового формата – ZRN MAN, где представлена коллекция одежды для мужчин. Другой бренд ритейлера Melon Fashion Group – Love Republic – пополнил свой ассортимент домашней одеждой и нижним бельем. Gloria Jeans объявила о запуске подростковой одежды Ready! Steady! Go! Бренд KANZLER, который ранее специализировался только на мужской одежде порадовал своих покупателей линейкой мужского парфюма. Товары для дома появились в ассортименте ЛЭТУАЛЬ и Детского мира, а сеть домашнего текстиля Togas объявила о своем желании начать собственное производство мебели.
Уровень вакантности в торговых центрах Москвы по итогам 2023 г. снизился до 10%, в среднем за 2023 г. вакантность составила 13,3%. Показатель сократился на 1,6 п.п. по отношению к предыдущему году. В 2024 г. мы ожидаем, что вакансия продолжит снижаться, но уже более умеренными темпами, так как наиболее крупные лоты от ушедших иностранных брендов уже заняты и ритейлеров, которые находится в статусе приостановки деятельности в столичных торговых центрах не осталось.
Анна Никандрова, партнер Nikoliers:
- «С учетом сохраняющихся планов активного развития fashion-ритейлеров и одновременно с этим рекордно минимальным вводом торговых центров за последние годы по всей России возникнет дефицит торговых площадей для экспансии, что приведет к ротации текущих игроков. Уже сейчас наиболее привлекательные лоты, которые возникли после ухода некоторых иностранных ритейлеров, почти в полном объеме заменились новыми арендаторами. При этом уровень вакансии в конце года составил 10%, что сопоставимо с показателем 2019 г. Из-за дефицита качественных торговых площадей и повышения конкуренции среди арендаторов за наиболее привлекательные лоты усилится спрос на качественное управление. Успех торгового центра будет зависеть от эффективного управления, прежде всего в части работы с доходом, включая брокеридж и маркетинг. Таким образом, у управляющих компаний появится возможность улучшения пула арендаторов торговых центров с целью сохранения нормы прибыли, и эти процессы могут стать стимулом для новой волны девелопмента в ближайшие годы».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Метриум»: Как дорожают готовые новостройки в Москве
Инвестиционная привлекательность жилья сохраняется и после ввода в эксплуатацию проекта. Аналитики компании «Метриум» рассмотрели проекты со сроком ввода в IV квартале 2023 года и то, как за прошедшие полгода в них изменилась средняя цена квадратного метра.
Беспроцентная рассрочка в жилом комплексе «Селигер Сити» от девелоперской компании MR Group стала еще выгоднее
Компания MR Group сообщает о запуске специального предложения по рассрочке. Продукт разработан для трех корпусов четвертой очереди ЖК «Селигер Сити»: «Башни Лисицкого», «Ломоносов» и «Левенгук».
Авито Работа назвала высокооплачиваемые офисные профессии в России за июль 2024 года
Эксперты Авито Работы изучили средние зарплатные предложения для офисных позиций за июль 2024 года и составили рейтинг наиболее высокооплачиваемых специальностей. Помимо IT-специалистов и работников, чей доход напрямую зависит от процентов со сделок (брокеры, агенты по недвижимости и т.д.), высокие зарплатные предложения в июле этого года…
Группа Аквилон вошла в число лидеров России по объему ввода жилья в эксплуатацию
Согласно оценке независимых экспертов «Единого Ресурса Застройщиков», по итогам семи месяцев 2024 г. федеральный девелопер занял пятое место среди строительных компаний России по объемам ввода жилья в эксплуатацию. Всего сейчас в рейтинге принимают участие 778 застройщиков.На текущий момент Группа Аквилон работает сразу в семи регионах…
«Авито Недвижимость»: спрос на долгосрочную аренду жилья в России вырос на 11% за месяц
Сильнее всего интерес к долгосрочной аренде среди городов исследования вырос в Барнауле, Ставрополе и Кирове. Самые доступные ставки аренды по итогам июля 2024 года зафиксированы в Кирове, Брянске, Ярославле и Ульяновске.В «Авито Недвижимости» подвели итоги июля 2024 года на рынке долгосрочной аренды жилья, сравнив их…
Корпус 4 ЖК «Ривер Парк Коломенское» победил в голосование за лучший проект Москвы
Корпус 4 городского квартала бизнес-класса «Ривер Парк Коломенское» (Нагатинский Затон, ЮАО) победил в голосовании на портале «Активный гражданин» в рамках московской премии «Лучший реализованный проект в области строительства». Девелоперы – «Аеон Девелопмент» и «Ферро-Строй».
Определены самые востребованные пентхаусы в Москве
В первом полугодии столичные девелоперы продали 20 пентхаусов. По данным компании Sminex, наиболее востребованными стали лоты площадью от 100 до 200 кв. м c двумя или тремя спальнями. Средняя стоимость покупки составила 258 млн рублей, средняя цена квадратного метра — 1,4 млн рублей.
Компания MR Group и Москомархитектура инициировали международный конкурс на архитектурную концепцию школы в Покровское-Стрешнево
В Москве стартовал международный архитектурный конкурс на разработку концепции здания образовательного комплекса в районе Покровское-Стрешнево в составе мультиквартала CITYZEN. Объект появится по адресу: Вишневая улица, владение 7.
Торговые центры стали лидерами среди самых дружелюбных мест для посетителей с животными
Торговые центры вместе с кафе и ресторанами стали самыми дружелюбными общественными местами по отношению к гостям с животными. Только 28% жителей столицы считают, что сотрудникам объектов торговой недвижимости стоило бы быть более расположенными к посетителям с домашними питомцами. Менее дружелюбными к владельцам четвероногих оказались операторы общественного транспорта (36% опрошенных советуют им быть дружелюбнее), такси (39%) и отелей (47%), – таковы результаты опроса ADG group об отношении москвичей к домашним животным, проведенного к Международному дню кошек.
Новый итальянский ресторан открылся в центре Васильевского острова в Санкт-Петербурге
На гастрономической карте Васильевского острова в Санкт-Петербурге появилась новая точка – ресторан итальянской кухни Monti, который открылся по адресу: Средний проспект В.О., д. 83. Заведение расположено на третьем этаже офисного здания на площади 600 кв. м. Консультантом сделки аренды выступила консалтинговая компания NF Group.