«COWORKING STYLE: правила успешного проекта от планирования до управления»

Дискуссия на тему «COWORKING STYLE: правила успешного проекта от планирования до управления» состоялась вчера

24 ноября в московском Деловом центре «Москва» в пространстве Meeting Point состоялась дискуссия на тему «COWORKING STYLE: правила успешного проекта от планирования до управления». Главные знатоки сегмента обсудили будущее коворкингов, инвестиционный потенциал, эффективные стратегии развития и управления.

Сессию открыл модератор дискуссии Франсуа Нонненмашер, директор департамента представления интересов арендаторов Colliers, который во вступительном докладе затронул тему «Рынок гибких рабочих пространств: тенденции и перспективы развития». Франсуа отметил, что за последние 4 месяца спрос на Flex Office взорвался. Сегодня на рынок выходит много новых игроков, которые заявляют, что у них большие планы. Рост коворкингов происходит не только в Москве, он увеличивается и в Санкт-Петербурге, и в регионах, где емкость рынка и спрос также являются внушительными.

Далее слово предоставили Михаилу Бродникову, управляющему директору сети смарт-офисов SOK, который обозначил разницу между коворкингом и сервисным офисом: «Сервисный офис – это офис, созданный оператором спекулятивно. Он включает в себя сервис, ремонт и инфраструктуру, например, IT. Коворкинг – это подход к организации труда людей, которые совместно работают в пространстве».

Виталий Паймуков, основатель Profit Rooms, рассказал, как обстоят дела с коворкингами в регионах: «Крупные компании нередко сталкиваются с проблемой, когда очень сложно найти нормальные здания, а затем их контролировать. Нередко возникает коррупция, с которой необходимо бороться. Московским операторам не интересно идти в регионы, поскольку в Москве можно открыть коворкинг от двух тысяч человек, в регионах – полторы тысячи – это потолок. Причем стоимость запуска примерно одинаковая. Стоимость рабочего места в регионах гораздо дешевле, соответственно, окупаемость инвестиций происходит в два раза дольше».

Лариса Афанасьева, генеральный директор Meeting Point, в своем выступлении повторно подчеркнула, что smart-офисы и гибкие пространства ошибочно называют одним общим словом «коворкинги», а также раскрыла тему реальных запросов клиентов с практической точки зрения: «Внимание, забота, индивидуальность и качественный сервис с оптимизацией затрат – ключевые требования клиентов. В первую очередь, все хотят оптимизировать затраты. На сегодняшний день любые клиенты, от малого бизнеса до крупных корпораций, хотят максимально сократить свои затраты на административно-хозяйственную деятельность. Когда клиент приходит, видит готовый офис и понимает его стоимость, он сразу говорит, что это очень дорого. Когда он начинает строить Built-to-suit под свое ТЗ, эти расходы начинают казаться объективными». Компания Meeting Point оказывает услуги по управлению офисными площадями «под ключ». Формат Meeting Point – это многофункциональные бизнес-пространства с представительскими мини-офисами, переговорными, конференц-залами и просторной деловой гостиной с кофе-баром. 

Иван Гуськов, основатель, генеральный директор Apollax Space, уделил особое внимание проблемам капитализации бизнес-центра и способам их решения: «Существуют четыре главные боли собственника, это устаревание дизайна и отделки площадей, отсутствие имиджа здания, несбалансированный tenant mix и снижение доходов. Что делает оператор гибких офисов? Увеличивает эффективность планировок, формирует спрос на инфраструктуру, создает сбалансированный tenant mix, повышает медиа-индекс объекта, использует Face Rent и так далее».

Бениамин Ханинаев, основатель маркетплейса гибких пространств Icowork.co, прокомментировал, как создать успешную систему управления коворкингом: «Автоматизация помогает улучшить управление пространством. Идея в том, чтобы сделать доступ и нахождение клиента бесшовным: начиная с покупки и заканчивая перемещением и увязкой того, что он получает в тарифе. Все это зашивается в его карточку или телефон. Если заглянуть чуть дальше, следует установить доступ по лицу – когда коворкинг дает полный доступ к запросам в автоматическом режиме. Это позволит сократить расходы на бэк офис, снизить нагрузку на персонал».

По мнению Елены Черновой, директора отдела управления недвижимостью компании Lynks Property Management, должно пройти еще несколько лет, прежде чем коворкинги смогут уйти в digital: «Есть ряд законченных продуктов, есть ряд готовых решений, но это пока очень фрагментарно, очень сегментировано. Реальность такова, что это чаще всего заканчивается чатом в WhatsApp».

«Экологичная тема сейчас набирает обороты», — говорит Евгений Тесля, генеральный директор EST Group. «Зеленая сертификация дает определенные преимущества, такие как быть первым, соответствовать технической политике, реализовывать модные фишки, которые сейчас применяются в современных инжиниринговых системах. К основным стандартам сертификации относятся LEED, BREEM и WELL Building Standard. Однако самым популярным является WELL. Среди интересных решений есть очистка воды – когда можно пить воду прямо из-под крана, указание калорийности продукта. Все это повышает стоимость самого проекта. Такие решения должны быть обязательными». EST Group занимается комплексным повышением энергоэффективности и экологичности недвижимости в соответствии с международными стандартами LEED и BREEAM. В компетенции компании входит применение международных инструментов оценки энергоэффективности зданий.

Тему услуг связи и телекоммуникаций в коворкинге на реальных примерах осветил в своем докладе Михаил Сергеев, директор по маркетингу и корпоративным коммуникациям Net One: «На 6 человек в офисе требуется 100 Мб/сек. Это норма, к которой нужно привыкнуть. Очень многие коворкинги до сих пор на 200 посадочный мест берут 50-100 Мб/сек. Цена небольшая, а негативный эффект, который они получают, может быть огромным. Есть живой пример, когда крупный клиент искал коворкинг, куда можно было бы отправить проектную команду. Обязательным условием был высокоскоростной интернет. В итоге коворкинг, который не отвечал данному требованию, потерял этого клиента и, соответственно, деньги. Суть в том, что те нестандартные запросы, которые вы считаете таковыми, уже давно становятся стандартными».

Иван Починщиков, управляющий партнер IPG.Estate, поделился профессиональным опытом в направлении FIT-OUT: «Мы проанализировали рынок Санкт-Петербурга и Москвы и поняли, что на сегодняшний день многие компании хотят закрытую территорию, хотят небольшой, но свой офис, и пусть это будет за стеклом. Даже если это небольшая команда на 5-10 человек. Поэтому свой проект мы трансформировали именно в такой формат».

Все эксперты настроены оптимистично и придерживаются единого мнения о том, что у сегмента коммерческой недвижимости действительно большое будущее. Наталья Крылова, директор департамента недвижимости Social Discovery Ventures, считает, что коворкинги двигаются, и они будут востребованы. «Это очень серьезная и перспективная тема. У нас есть объект в Латвии, гибкое здание, так сказать. В нем есть два офисных этажа, этаж с апартаментами и полтора этажа с рестораном. Несмотря на то, что в Латвии довольно жесткая ситуация с пандемией, и в течение этого года они практически не вылезают из локдаунов, у нас в коворкинге все хорошо».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

В составе городского вокзала Митьково появится деловой центр

​Городской вокзал и общественно-деловой комплекс общей площадью 140 тыс. кв. м построят рядом со станцией Митьково третьего Московского центрального диаметра (МЦД-3), сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Nikoliers совместно с компанией Denuo приглашает на вебинар по вопросам покупки недвижимости в ОАЭ

За последние пару лет значительно увеличилось количество российских компаний, расширяющих свой бизнес на международных рынках, в особенности в ближневосточном регионе. Наиболее привлекательным в этом направлении, безусловно, стал Дубай, который активно развивается и предлагает благоприятные условия для инвестирования, также ведения бизнеса во многих сферах, в том…

Елизавета Ильюхина, West Wind Group: В 2024 году в Москве вернется спрос на офисы без отделки

На московском рынке в этом году возобновятся сделки по офисам в состоянии shell&core, считают в девелоперской компании West Wind Group. Основная причина — в «вымывании» лотов с ремонтом и дефиците качественных помещений. Бизнесу ничего не останется, кроме как снова обратить внимание на офисы «в бетоне».

Группа Аквилон открывает продажи в «Аквилон SIGNAL» for business

Федеральный девелопер Группа Аквилон открывает продажи в корпусах 3 и 4 московского проекта «Аквилон SIGNAL» по адресу Сигнальный проезд, вл. 12. МФК расположится в двух минутах от ТПУ «Владыкино».

Региональные бизнес-центры ГК «БЭЛ Девелопмент» заполнены арендаторами почти на 100%

Офисные центры ГК «БЭЛ Девелопмент» стали точкой притяжения для владельцев бизнеса в 2023 году. Об этом свидетельствует высокий спрос на аренду в БЦ «БЭЛ Плаза» (г. Самара), в котором сданы 100% площадей, и заполняемость БЦ «Ереван Плаза» (г. Ереван), составившая 96% на конец года. В строящихся офисных центрах в г. Калининграде (МФК «Спартак») и г. Краснодаре («Бизнес центр на Рашпилевской») предварительные договора аренды подписаны на бóльшую часть площадей.

Рассрочка до ввода в бизнес-центре «Эйлер»

В премиальном бизнес-центре «Эйлер» (Филевский Парк, ЗАО) стартовала рассрочка на офисы и объекты ритейла до ввода здания в эксплуатацию. Девелопер проекта – ГК «Сумма элементов».

«Авито Недвижимость» запустила раздел по долгосрочной аренде мест в коворкингах

В новой категории на платформе можно разместить объявление о сдаче рабочих мест в аренду, указав специальные характеристики: от типа пространства до наличия в офисе принтера или телефонных будок.С 1 февраля «Авито Недвижимость», крупнейший на российском рынке ресурс по числу размещенных предложений об аренде офисной недвижимости…

Чем укомплектовать доступные санузлы для маломобильных сотрудников в офисе

Федеральная программа «Доступная среда», на которую ориентируются многие владельцы и арендаторы современных офисов, предполагает, что все санузлы в них должны быть оснащены санитарно-гигиеническим оборудованием, приспособленным под использование людьми с ограниченными возможностями. Что представляет собой это оборудование? Какими нормами и правилами регулируется его выбор и установка? Что необходимо предусмотреть для того, чтобы обеспечить безопасность, удобство и возможность самостоятельного передвижения маломобильных групп населения (МГН) при использовании санузлов? Рассказывает руководитель направления социальных проектов «Леруа Мерлен» Валерия Баранова.

IBC Real Estate: Сетевые сервисные офисы Москвы теряют вакансию

За 2023 год доля вакантных рабочих мест в сетевых сервисных офисах Москвы снизилась более, чем в 2 раза.По данным консалтинговой компании IBC Real Estate, с января по декабрь 2023 года доля вакантных рабочих мест в сетевых площадках сервисных офисов снизилась с 26,3% до 12,5%, то…