Игорь Золотухин, генеральный директор сети коворкингов F2: Как справляется рынок коворкингов в условиях «черного лебедя»

Игорь Золотухин, генеральный директор сети коворкингов F2: Как справляется рынок коворкингов в условиях «черного лебедя»

Как справляется рынок коворкингов в условиях «черного лебедя»

 

Только рынок коммерческой недвижимости оправился от экономических трудностей пандемии, как «прилетел» второй черный лебедь, которого никто не ждал. Все обсуждают кризис – кто-то сгущает краски, кто-то оптимистично ищет открытую форточку и строит прогнозы и стратегии. Рынок коворкингов обсуждается не менее горячо. В СМИ можно встретить разные мнения – одни предсказывают пустоту, другие новые возможности. На вопросы о рынке, бизнесе и его будущем отвечает генеральный директор сети коворкингов F2, Игорь Золотухин.

 

Что происходит на рынке в вашей нише сегодня?

 

Как и офисный рынок, рынок сервисных офисов сегодня чувствует на себе последствия текущей ситуации, хотя и в меньшей степени. Вакантность присутствует и по оценкам специалистов, составляет порядка 20%. В целом, это ниже, чем было в пандемию. Безусловно цифры разнятся в зависимости от операторов и локаций. При этом 29% коворкингов имеет 100% загрузку (аналитика m2data) . Но, стоит заметить, что и 20%-ая вакантность для коворкинга не является критичной. Потому что в базовую модель она заложена, как правило. Коворкинги неслучайно называют «гибкими пространствами», эта гибкость заложена в саму бизнес-модель формата, и она позволяет быстро адаптироваться к разным условиям спроса. Феномен коворкингов в том, что кризис для нашего рынка – всегда возможность роста. Предложение и ценовая политика оптимизируются под экономическую ситуацию – и мы продолжаем работать. Если смотреть на рынок пристальней и говорить про частности – то, как и в любой отрасли, мы видим разные кейсы и позитивные, и негативные. С точки зрения спроса, видна тенденция к уменьшению запросов в количестве рабочих мест. Сегодня самый частый запрос — офис на команду 50-100 человек.

 

Все рынки говорят о поднятии цен, а что происходит с коворкингами?

 

В работающих проектах с низкой вакантностью ставки в целом не изменились. Все-таки контракты с коворкингами предполагают фиксированную, в договоре аренды, стоимость для сторон. Кроме того, всем важно сохранить клиентов, и повышать цены, ссылаясь на кризис, не лучшая стратегия. Те, у кого выросла вакантность, конечно, предлагают скидки и дополнительные услуги и продукты. О росте цен на аренду можно говорить только касательно новых проектов, которые только вышли и выходят на рынок. В премиальном сегменте, в новых локациях, цена зачастую переваливает за 50 тысяч рублей за рабочее место. При этом в целом, с учетом тех скидок, которые дают те коворкинг-операторы, у которых высокая вакантность, средняя стоимость аренды рабочего места в течение года может опуститься на 10%. С таким прогнозом согласны и аналитики Кушман&Вэйкфилд.

 

Повышение цен не лучшая стратегия, а какая стратегия тогда лучшая?

 

Конечно, у каждого бизнеса свое видение антикризисных мер. Один из самых важных моментов в сервисных офисах – это сервис! А Сервис – это люди. Это и сотрудники F2, и наши клиенты – наше отношение к клиентам. Если вспомнить рекомендации по антикризисным стратегиям из популярной бизнес — литературы, то среди первых пунктов будет оптимизация затрат. Для нас этот метод неприменим.  Если мы вдруг «оптимизируем» персонал, перестанем вкладываться в обучение сотрудников, заменим зерновой кофе на растворимые пакетики, уберем мероприятия для резидентов, мы потеряем лояльность тех, кто с нами. Тут важно сказать, что в России таков менталитет, что «человеку нужен человек», важна поддержка, внимание и забота. Люди остаются там, где им комфортно. И в этом и есть задача сервисного офиса – позаботиться о резидентах, убрать с их плеч лишние офисные заботы, угостить вкусным кофе, позволить заниматься только работой в готовом удобном пространстве, даже просто улыбнуться на ресепшн. Важны все мелочи, на сервисе нельзя экономить. В наших коворкингах F2 мы наоборот увеличили вложения в сервис и мероприятия для резидентов. Устраиваем им маленькие праздники с угощениями к праздникам. Приятно осознавать, что люди с удовольствием приходят в наши офисы и остаются после рабочего времени, потому что они комфортно и интересно, с пользой проводят время, едят вкусную и полезную еду. Берут книги из библиотеки, смеются на мероприятиях и с удовольствием выкладывают фотографии из офиса в свои соцсети.

 

А на чем же тогда можно экономить? В чем может быть оптимизация?

Я думаю все столкнулись с ростом цен поставщиков расходных материалов. Мы не исключение. Нашли адекватные замены без потери качества.

 

Какой ваш прогноз по ситуации на рынке на ближайший год?

Нас ждет непростой год. У кого-то дела будут лучше, у кого-то хуже. Будет временное падение спроса. Большинство компаний заняли выжидательную позицию и пытаются приспособится к переменам, оценивают и оптимизируют свой бизнес. В том числе, пересматривают свои подходы к арендной стратегии. До конца лета, как минимум, будет некая стагнация. А вот с осени, скорее всего, мы услышим о новых сделках по переезду компаний в коворкинги. Из позитивного, многие коворкинг-операторы уже прорабатывают проекты открытия зарубежных локаций. До конца года здесь  нас ждет много интересных новостей. Предполагалось, что рынок коворкингов Москвы вырастет на 44-47% в 2022 году. Конечно, этих показателей он не достигнет. Это уже очевидно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…