
В элитных ЖК Москвы доля коммерческих площадей составляет 9%, в Санкт-Петербурге – 11%
Согласно исследованию консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года суммарный объем коммерческих площадей в составе элитных новостроек Москвы, введенных в эксплуатацию за последние 10 лет, превысил 80 тыс. кв. м (9% от общей площади квартир и апартаментов). При этом средняя доля коммерческой инфраструктуры в составе элитных жилых комплексов и комплексов апартаментов в Санкт-Петербурге выше (11% от общей жилой площади), несмотря на то что в абсолютных числах коммерческих площадей. больше именно в столице. В Москве основную долю занимают арендаторы сферы «красота и спорт» (37%), заведения общественного питания (17%) и образовательные центры – детскими садами, курсами иностранных языков, частными школами (12%). Как средневзвешенная арендная ставка за кв. м., так и первичная цена предложения кв. м коммерческих помещений первых этажей элитных новостроек на рынке Москвы выше, чем в Санкт-Петербурге более чем в два раза.
Предложение
По итогам I квартала 2024 года суммарный объем коммерческих площадей в составе элитных новостроек Москвы, введенных в эксплуатацию за последние 10 лет, превысил 80 тыс. кв. м (9% от общей площади квартир и апартаментов). В Санкт-Петербурге доля коммерческой инфраструктуры в элитных жилых комплексах и комплексах апартаментов составляет 11% от общей жилой площади.
Доля коммерческих площадей в элитных ЖК Москвы находится в диапазоне 7–10%. При этом показатель выше в тех районах, где существует дефицит инфраструктурного ритейла в окружении. В других случаях минимальное количество встроенных площадей на первых этажах жилых и апартаментных комплексов объясняется изобилием качественного районного ритейла в ближайшем окружении.
Лидирующим районом по объему коммерческих площадей в элитных жилых комплексах в Москве являются Хамовники, где представлено около трети всего предложения (33%). При этом доля в составе элитных жилых и апартаментных комплексов в Хамовниках ниже средней по городу – 8%. Остальное предложение в основном приходится на Пресненский район (30%), где показатель составляет 13% от общей площади квартир и апартаментов.
Структура объема предложения коммерческих площадей в составе элитных жилых и апартаментных комплексов по районам Москвы
Источник: NF Group Research
Заполняемость коммерческих площадей арендаторами зависит в первую очередь от года ввода объекта в эксплуатацию и темпов заселения жильцов. В первый год после завершения строительства вакантными остаются 90% и более площадей. Через три года, как правило, заполняемость достигает оптимальных 75–80%. При этом встречаются объекты с высокой долей свободных площадей (50% и более). Это объясняется низкой ликвидностью помещений, несоответствием размеров помещений текущему спросу, несоответствием арендных ставок или цен продаж конъюнктуре рынка.
Коммерческие условия
Средневзвешенная цена предложения коммерческих площадей в жилых комплексах Москвы, введенных в эксплуатацию, на первичном рынке по данным на март 2024 г. составила 1 016 тыс. руб./ кв. м. Запрашиваемые арендные ставки находятся в диапазоне от 3 000 до 10 500 рублей за кв. м в месяц, и зависят от особенностей расположения помещения, его площади и отделки. Средневзвешенная арендная ставка составляет 5 000 рублей за кв. м в месяц. Эти показатели более чем в два раза выше, чем в Санкт-Петербурге, что может быть связано с расширенными возможностями и более высоким уровнем доходов в Москве.
Площади свободных помещений в составе столичных элитных жилых и апартаментных комплексов варьируются от 42 до 970 кв. м. При этом наиболее востребованный формат у арендаторов и покупателей – 100–200 кв. м. Средний размер свободного помещения в элитных комплексах – 188 кв. м.
Структура арендаторов
Данный показатель схож для двух столиц, и единственным существенным отличием оказывается абсолютное лидерство сферы красоты и спорта (37%) в Москве, что сформировано наличием нескольких крупных фитнес-клубов (например, World Class, Anvil, Crocus Fitness) в составе элитных новостроек, в то время как в Северной столице сфера красоты – это в основном небольшие по площади премиальные салоны. Также интересными различиями можно считать распространенность банковских учреждений в комплексах Санкт-Петербурга (включая частное обслуживание), и почти их полное отсутствие в элитных московских ЖК. Обратная ситуация сложилась с фэшн-сегментом: в Москве фэшн-ретейлеры довольно активно садятся на первые этажи элитных новостроек, занимая 5% всех площадей, в то время как в Санкт-Петербурге магазины одежды в составе стрит-ритейла элитных ЖК не распространены.
Структура арендаторов коммерческих площадей в составе жилых и апартаментных комплексов элитного класса Москвы и Санкт-Петербурга
Источник: NF Group Research
Заведения общественного питания на первых этажах элитных комплексов столицы — это преимущественно кафе и рестораны (78%), остальные площади заняты барами и пабами (10%), а также кофейнями (10%). Самая мало представленная концепция – пекарни и кондитерские (2%), в настоящее время открыты только три заведения: «Бублик» («Плотникоff»), Jannat Gourmet и «Печорин» (Fantastic House). При этом фаст-фуд и вовсе не встречается в коммерческих помещениях элитных комплексов.
Состав концепций общественного питания в элитных жилых и апартаментных комплексах Москвы
Источник: NF Group Research
В составе столичных элитных ЖК представлены также уникальные концепции ретейлеров, как, например, Sbleskom (St. Nickolas) – магазин авторских ювелирных изделий российского производства; Hands («Жизнь на Плющихе») – нео-бистро, отмеченный гидом Michelin 2022; «Каскад-Авто» – автосалон на первом этаже ЖК «На Котельнической набережной», в котором можно посмотреть и приобрести премиальные авто различных марок.
По словам Наталии Киреевой, заместителя регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group, инфраструктурный ритейл на первых этажах элитных жилых и апартаментных комплексов Москвы и Санкт-Петербурга в первую очередь обеспечивает жителям доступ к качественным услугам различных сегментов, состав и объем которых зависит от существующего в окружении ритейла. Различия между двумя столицами отражают специфику городов в аспектах масштабов самих жилых комплексов, особенностей районов, размеров помещений, а также потребностей жителей.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Премиум-автосалон на 85 км МКАД: как найти идеальное решение для бизнеса — сделка от Апекс Недвижимость
В условиях растущей конкуренции на рынке коммерческой недвижимости поиск подходящего помещения для специфического бизнеса, такого как автосалон премиум-класса, становится настоящим вызовом. Однако, как показывает практика, даже самые сложные задачи имеют решения, если подойти к ним профессионально и системно.Недавно команда агентства «Апекс Недвижимость» успешно завершила сделку…
На торги выставили шесть нежилых помещений на Варшавском шоссе
Инвесторы смогут побороться на торгах за шесть коммерческих объектов общей площадью почти 1000 квадратных метров на юге Москвы. Об этом сообщил руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Кирилл Пуртов.«Предприниматели могут приобрести коммерческую недвижимость у города для реализации практически любых бизнес-проектов и развития своего дела. Сейчас…
Ситихаусы стали самым востребованным редким форматом элитной недвижимости
В начале 2025 года в продаже на рынке Москвы находилось 1456 лотов высшего ценового сегмента. 229 из них — редкие форматы: пентхаусы, ситихаусы и виллы. Их доля — 16%. Согласно исследованию Sminex, медианная стоимость квадратного метра такой недвижимости с осени прошлого года увеличилась на 3%, до 2,9 млн рублей. Самыми дорогими стали пентхаусы, а наиболее востребованным у покупателей форматом — ситихаусы.
Борьба противоположностей: что влияет на условия контрактов на рынке FM-услуг в 2025 году
Инфляция и другие процессы в экономике, которые приводят к удорожанию FM-услуг, изменили отношение игроков рынка к условиям контрактов. Наметилась устойчивая тенденция: собственники объектов настроены на долгие контракты, но без индексации или с минимальной индексацией, а FM-компании — с индексацией, которая соответствует реальному росту себестоимости.
Жилой комплекс STONE Grain с архитектурной доминантой появится у метро «Калужская»
Девелопер STONE планирует построить жилой комплекс общей площадью 69 тыс. квадратных метров в Обручевском районе на юго-западе столицы. Проект предусматривает создание полноценной инфраструктуры, включая коммерческие и общественные пространства, отвечающие потребностям будущих резидентов. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Upside Development и «НДВ Супермаркет недвижимости»: Почти 90% россиян предпочитают работать в бизнес-центрах с развитой инфраструктурой и зелеными зонами
Аналитики компании «НДВ Супермаркет недвижимости» совместно с компанией Upside Development провели исследование, направленное на определение требований к современному бизнес-центру. Опрос показал, что для 63% сотрудников одним из важных критериев при выборе места работы является наличие инфраструктуры внутри делового комплекса и в его окружении, что помогает поддерживать баланс между работой и личной жизнью. При этом еще для четверти опрошенных данный критерий является решающим. В первую тройку необходимых опций в БЦ вошли: наличие объектов розничной торговли и сферы услуг (74%), паркинга (60%) и комнаты отдыха (51%).
Core.XP и Level Group: За время строительства офисы дорожают в среднем на 40%
Аналитики консалтинговой компании Core.XP и девелопер Level Group провели совместное исследование динамики изменения цен продажи площадей в бизнес-центрах Москвы в зависимости от стадии строительства. Согласно полученным данным, в среднем стоимость квадратного метра на момент ввода бизнес-центров в эксплуатацию с начала строительства увеличивается на 40%. Это связано с рядом факторов: ростом цен на строительные материалы, колебанием валютных курсов и увеличением затрат на рабочую силу. Среднегодовой темп роста цен с 2019 по 2024 год составил 16% для всех классов офисных объектов, однако наибольшее увеличение стоимости наблюдается в бизнес-центрах класса А, которые на данный момент составляют около 90% нового строительства.
NF GROUP открыла офис в Сочи
NF GROUP укрепляет позиции на Черноморском побережье и сообщает об открытии офиса в Сочи. Новое подразделение, которое возглавила Кристина Зажигалина, предлагает полный спектр услуг по покупке и продаже жилой и коммерческой элитной недвижимости.
Женщины любят глазами, мужчины — желудком: как москвичи выбирают офисы?
Компания Level Group провела исследование, приуроченное к Международному женскому дню, чтобы выяснить, какие качественные характеристики офисного пространства важны для женщин и мужчин. В опросе приняли участие 1 398 москвичей. Результаты демонстрируют значительные различия в восприятии офисной среды, которые девелоперам стоит учитывать при создании современных бизнес-пространств.
АФИ Галерея открылась с весенними коллекциями вопреки экономической обстановке
Для посетителей открылась «АФИ Галерея» – многофункциональный комплекс на площади Тверская Застава, который разместился между историческим вестибюлем метро «Белорусская» и Белорусским вокзалом.Здание органично вписано в окружающую застройку и дополняет современный облик площади Тверская Застава. С открытием «АФИ Галереи» здесь появляются комфортные условия для покупок и…