Тенденции рынка коммерческой недвижимости

Экспертное мнение: Тенденции рынка коммерческой недвижимости

Что происходит с рынком коммерческой недвижимости? Что делать с пустыми помещениями? Какие есть перспективы развития? На эти вопросы ответила эксперт в области коммерческой недвижимости группы компаний ASG, заместитель генерального директора УК «ЕАС» Айгуль Хамитова:

В период нестабильной геополитической (и как следствие, экономической) ситуации, которая началась с февраля 2022 года, выросла доля вакантных площадей в бизнес-центрах и торговых комплексах.

Основными факторами риска для рынка аренды коммерческой недвижимости стали: уход многих международных компаний и брендов; сокращение форматов отечественных операторов; общее снижение уровня жизни, изменение потребительских привычек и потребительской активности.

 

В новых условиях большого количества «закрытых дверей» магазинов и заметно снизившегося трафика, собственникам и девелоперам, независимо от характеристик объектов, приходится принимать дополнительные меры для привлечения посетителей и поиска потенциальных партнеров. Однако, рынок торговой недвижимости давно находится в поисках новых форматов — собственники ищут свежие идеи, которые будут оптимизировать трафик в торговом центре.

 

Одной из них может стать перепрофилирование – выбор в сторону мультиформатных решений использования торговой площади: например, сочетание коммерции и государственного сектора (хорошим кейсом может служить включение в общую концепцию крупного объекта торговли флагманских отделений многофункциональных центров и  структур по реализации социальных услуг для населения – центр занятости, миграционная и социальная службы и т.д.).

Формат развлекательной составляющей в торговых комплексах не является чем-то новым для рынка и известен давно. А вот включение в общую инфраструктуру торгового объекта новых, интересных направлений поможет сгенерировать трафик и придать услуге импульс «полезности». Это могут быть спортивные, оздоровительные направления (студия йоги, школа единоборств, центр спортивной гимнастики). Также можно рассматривать и услуги, акцентированные на тематику детского и юношеского развития (школа скорочтения, лингвистический клуб), профориентации (курсы флористики, 3D-моделирование), хобби (школа танцев, гончарная или столярная мастерская) и т.д.

 

Торговые и бизнес-центры начинают предлагать пространства, которые способны обеспечить качественную презентационную часть и практические активности: выставочные залы и музейные галереи (выставки современного искусства, экспозиции технологических новинок, выставки молодых дизайнеров, handmade-ярмарки), площадки для мастер-классов и семинаров, work-зоны. Вместо привычных магазинов и фудкортов на пустующих площадях торговых центров возможно открытие медицинских клиник, рекреационных зон. Интересным нам кажется включение в общую инфраструктуру ТЦ проектов, генерирующих активный молодежный трафик – TikTok студии, киберспортивные арены.

 

Подобные функциональные решения нестандартного использования собственниками торговых пространств – это не всегда история про быструю прибыль, часто это история про значимость и полезность, а значит – сохранение интереса к объекту со стороны потребителя, рост трафика, и в конечном счете – повышение спроса на предлагаемые площади и увеличение доходности объекта.

 

Если говорить о сохранении традиционных решений и функций использования торговой площади, то наблюдается интересная тенденция по внедрению форматов крупных отечественных мультибрендовых магазинов (универмагов), что также может стать опорной точкой в развитии (с учетом параллельного импорта, такое решение выглядит логичным). Очень активный интерес к развитию на российском рынке проявляют турецкие и азиатские компании, мы уверены, что они смогут занять серьезные позиции и обеспечить наполнение торговых комплексов новыми и успешными брендами. Кроме того, мы видим, что ряд крупных иностранных брендов, ранее приостановивших свою работу в России, предпринимает шаги по сохранению действующих магазинов (с изменением юрисдикции и логистики, обновлением наименования).

Какие бы нестандартные формы функционального и содержательного наполнения не использовались собственниками объектов коммерческой недвижимости, в конечном счете, такие изменения должны были стать и стали неизбежными. Меняется окружающая реальность, и мы меняемся вместе с ней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…