Тенденции рынка коммерческой недвижимости

Экспертное мнение: Тенденции рынка коммерческой недвижимости

Что происходит с рынком коммерческой недвижимости? Что делать с пустыми помещениями? Какие есть перспективы развития? На эти вопросы ответила эксперт в области коммерческой недвижимости группы компаний ASG, заместитель генерального директора УК «ЕАС» Айгуль Хамитова:

В период нестабильной геополитической (и как следствие, экономической) ситуации, которая началась с февраля 2022 года, выросла доля вакантных площадей в бизнес-центрах и торговых комплексах.

Основными факторами риска для рынка аренды коммерческой недвижимости стали: уход многих международных компаний и брендов; сокращение форматов отечественных операторов; общее снижение уровня жизни, изменение потребительских привычек и потребительской активности.

 

В новых условиях большого количества «закрытых дверей» магазинов и заметно снизившегося трафика, собственникам и девелоперам, независимо от характеристик объектов, приходится принимать дополнительные меры для привлечения посетителей и поиска потенциальных партнеров. Однако, рынок торговой недвижимости давно находится в поисках новых форматов — собственники ищут свежие идеи, которые будут оптимизировать трафик в торговом центре.

 

Одной из них может стать перепрофилирование – выбор в сторону мультиформатных решений использования торговой площади: например, сочетание коммерции и государственного сектора (хорошим кейсом может служить включение в общую концепцию крупного объекта торговли флагманских отделений многофункциональных центров и  структур по реализации социальных услуг для населения – центр занятости, миграционная и социальная службы и т.д.).

Формат развлекательной составляющей в торговых комплексах не является чем-то новым для рынка и известен давно. А вот включение в общую инфраструктуру торгового объекта новых, интересных направлений поможет сгенерировать трафик и придать услуге импульс «полезности». Это могут быть спортивные, оздоровительные направления (студия йоги, школа единоборств, центр спортивной гимнастики). Также можно рассматривать и услуги, акцентированные на тематику детского и юношеского развития (школа скорочтения, лингвистический клуб), профориентации (курсы флористики, 3D-моделирование), хобби (школа танцев, гончарная или столярная мастерская) и т.д.

 

Торговые и бизнес-центры начинают предлагать пространства, которые способны обеспечить качественную презентационную часть и практические активности: выставочные залы и музейные галереи (выставки современного искусства, экспозиции технологических новинок, выставки молодых дизайнеров, handmade-ярмарки), площадки для мастер-классов и семинаров, work-зоны. Вместо привычных магазинов и фудкортов на пустующих площадях торговых центров возможно открытие медицинских клиник, рекреационных зон. Интересным нам кажется включение в общую инфраструктуру ТЦ проектов, генерирующих активный молодежный трафик – TikTok студии, киберспортивные арены.

 

Подобные функциональные решения нестандартного использования собственниками торговых пространств – это не всегда история про быструю прибыль, часто это история про значимость и полезность, а значит – сохранение интереса к объекту со стороны потребителя, рост трафика, и в конечном счете – повышение спроса на предлагаемые площади и увеличение доходности объекта.

 

Если говорить о сохранении традиционных решений и функций использования торговой площади, то наблюдается интересная тенденция по внедрению форматов крупных отечественных мультибрендовых магазинов (универмагов), что также может стать опорной точкой в развитии (с учетом параллельного импорта, такое решение выглядит логичным). Очень активный интерес к развитию на российском рынке проявляют турецкие и азиатские компании, мы уверены, что они смогут занять серьезные позиции и обеспечить наполнение торговых комплексов новыми и успешными брендами. Кроме того, мы видим, что ряд крупных иностранных брендов, ранее приостановивших свою работу в России, предпринимает шаги по сохранению действующих магазинов (с изменением юрисдикции и логистики, обновлением наименования).

Какие бы нестандартные формы функционального и содержательного наполнения не использовались собственниками объектов коммерческой недвижимости, в конечном счете, такие изменения должны были стать и стали неизбежными. Меняется окружающая реальность, и мы меняемся вместе с ней.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Сеть коворкингов F2 объявляет о 100% загрузке локации на 36 этаже МФК башня “федерация-Восток”

Площадка общим метражом 2070 м2 и вместимостью до 260 рабочих мест полностью сдана. Последний вакантный блок арендован с мая 2024. Остальные клиенты все еще могут арендовать незакрепленные места, а также почасово арендовать переговорные комнаты и лаунж-зоны для деловых мероприятий. Аренду можно оформить онлайн через сайт компании www.f2.city и мобильное приложение F2.

Тренды 2024: перспективные идеи покупки готового бизнеса от эксперта Екатерины Сойак

Сегодня все больше предпринимателей выбирают франшизу для запуска своего бизнеса. Но как сделать правильный выбор и где найти надежного франчайзера, чтобы избежать лишних затрат? На помощь приходят международные выставки франшиз, где можно найти то, что ищете. Генеральный директор компании EMTG, организатор выставочных проектов «Buybrand Expo» и «VerSous», Екатерина Сойак  рассказывает о преимуществах работы по франшизе и дает советы по выбору бизнеса. Она отмечает, что хотя это может показаться проще, выбор партнера и бизнеса – ответственный шаг, который требует внимательного изучения.  Ну и, конечно, выбирая франшизу, обратите внимание на реалии и тенденции сегмента готового бизнеса – актуальными исследованиями рынка франшиз и самыми топовыми предложениями Екатерина поделилась в интервью.  

Nikoliers: 75% офисных площадей, заявленных ко вводу в Петербурге в 2024 году, не выйдет на открытый рынок

На офисном рынке Санкт-Петербурга нарастает дефицит качественных помещений. Спекулятивные офисные здания компании арендуют еще на этапе строительства, поэтому ввод новых объектов не сказывается на уровне вакантности. За три месяца 2024 года доля свободных офисов в городе снизилась с 8,4% до 6,4%. При этом запуск новых…

Почти 7 тонн электротехники было собрано на объектах портфеля управления Standard Property & Facility Management

Standard Property & Facility Management провела ежегодную экологическую акцию «Электровесна», направленную на сбор и правильную утилизацию бытовой и офисной техники. Арендаторы и посетители бизнес-центров сдали на утилизацию 6,8 тонн электротехники. Экологическая акция была организована управляющей компанией при поддержке Фонда рационального природопользования и сообщества зеленых арендаторов Green One Club.

Четыре проекта девелопера MR Group вошли в рейтинг новостроек премиум-класса Москвы с наиболее высоким спросом

Проекты компании MR Group возглавили список самых продаваемых новостроек премиум-класса в Москве по итогам аналитического исследования компании «Метриум». Лидером рейтинга стал жилой комплекс JOIS. В топ-15 самых востребованных премиальных проектов также вошли: MOD, Symphony 34 и SLAVA.

PARUS Asset Management дважды отмечен на премии CRE Moscow Awards 2024

18 апреля 2024 года в Барвиха Luxury Village состоялось торжественное объявление финалистов и награждение победителей XXI ежегодной премии в области коммерческой недвижимости Commercial Real Estate (CRE) Moscow Awards 2024.

В Санкт-Петербурге откроется караоке-бар Григория Лепса

Караоке-бар, совладельцем которого является российский эстрадный певец Григорий Лепс, откроется в Санкт-Петербурге на Конюшенной площади, д. 2. Площадь помещения – более 500 кв. м. Открытие Leps Bar планируется летом 2024 года. Консультантом сделки аренды помещения выступила компания NF Group.

Rublevo Business Park стал финалистом престижной премии Move Realty Awards

Rublevo Business Park от компании «Пионер-М» на Новой Риге вошел в шорт-лист ежегодной профессиональной премии в сфере недвижимости Move Realty Awards 2024. Проект прошел конкурсный отбор и стал финалистом сразу в 4 номинациях: «Лучший коммерческий объект», «Лучший объект для инвестиций», «Лучший проект Московской области» и «Лучшая инфраструктура».

В элитных ЖК Москвы доля коммерческих площадей составляет 9%, в Санкт-Петербурге – 11%

Согласно исследованию консалтинговой компании NF Group, по итогам I квартала 2024 года суммарный объем коммерческих площадей в составе элитных новостроек Москвы, введенных в эксплуатацию за последние 10 лет, превысил 80 тыс. кв. м (9% от общей площади квартир и апартаментов). При этом средняя доля коммерческой инфраструктуры в составе элитных жилых комплексов и комплексов апартаментов в Санкт-Петербурге выше (11% от общей жилой площади), несмотря на то что в абсолютных числах коммерческих площадей. больше именно в столице. В Москве основную долю занимают арендаторы сферы «красота и спорт» (37%), заведения общественного питания (17%) и образовательные центры – детскими садами, курсами иностранных языков, частными школами (12%). Как средневзвешенная арендная ставка за кв. м., так и первичная цена предложения кв. м коммерческих помещений первых этажей элитных новостроек на рынке Москвы выше, чем в Санкт-Петербурге более чем в два раза.

Рестораторам напомнили о соблюдении правил размещения летних кафе

В целях недопущения правонарушений в преддверии майских праздников представителям ресторанного бизнеса напомнили о требованиях к размещению открытых веранд в столице. О соблюдении правил установки летних заведений рассказал начальник Госинспекции по недвижимости Иван Бобров.