
Три четверти работодателей вернули в офисы большинство сотрудников — исследование ТеДо и O1 Properties
Работа из офиса вновь стала нормой после завершения пандемии: три четверти работодателей (77%) вернули основную часть сотрудников на привычные рабочие места. В то же время сам режим посещения офиса претерпел серьезные изменения: практически половина опрошенных сотрудников (46%) и работодателей (54%) работают в гибридном формате, который предполагает совмещение работы из офиса и дома, – таковы результаты совместного исследования компании «Технологии Доверия» и крупнейшего собственника бизнес-центров класса A в Москве O1 Properties[1] .
Полная версия исследования: яофис_final
Полностью удаленно сегодня работают только 7% сотрудников, хотя их число и варьируется в зависимости от сферы деятельности компании – от 2% в реальном секторе экономики до 20% в телеком-отрасли. Только каждый десятый работодатель (11%) полагает, что работа из дома может быть такой же эффективной, как из офиса. Сотрудники по-другому оценивают эти два формата работы. Их мнения разделились практически поровну: 54% выбрали офис, 46% – работу из дома.
Компромиссом для работодателей и персонала стал гибридный формат работы. Среди участников исследования четверть сотрудников обязаны посещать офис от одного до трех дней в неделю, каждый десятый (8%) – четыре дня из пяти.
Ценят комфорт и возможности для отдыха: сотрудники более требовательны к инфраструктуре офиса
С возвращением в офисы и сотрудники, и работодатели все чаще обращают внимание на факторы, которые делают пребывание в офисе удобным. В первую очередь это касается локации и инфраструктуры. Для трех четвертей сотрудников и работодателей самыми важными критериями удобного офиса стали его близость к метро, наличие ресторанов и кафе в шаговой доступности, а также качество сервиса управляющей компании.
При этом сотрудники, в отличие от работодателей, чаще обращают внимание не только на условия для работы, но и для отдыха. Они более требовательны к инфраструктуре как офисов, так и бизнес-центров, в которых они находятся. Каждый второй сотрудник (57%) считает важным наличие зон для отдыха, 38% – мест для сна, еще треть (33%) – фитнес-зала, четверть (27%) – оздоровительных занятий, каждый пятый (21%) – кабинета терапевта или массажиста. Среди работодателей эти варианты ответа выбрали 40%, 15%, 28%, 18% и 13% респондентов соответственно.
Локация, инфраструктура, парковка и только затем стоимость: какие параметры офиса важны работодателям
Деньги не являются самым главным критерием для работодателей, когда речь идет о наиболее значимых параметрах офиса. Представители компаний в первую очередь обращают внимание на удобное расположение офиса (88%), развитость инфраструктуры (72%), наличие парковки (52%) и только затем на стоимость (44%), а также на класс здания бизнес-центра (32%).
Энергоэффективность, раздельный сбор отходов и благотворительность: сотрудники и работодатели хотят работать в зеленых офисах
Обе группы респондентов отдают предпочтение офисам, построенным и эксплуатируемым с учетом ESG-принципов. Для 39% сотрудников и 43% работодателей важно наличие в офисе энергоэффективных систем освещения и экономии воды. Половина работодателей (51%) и 41% сотрудников предпочтут использовать многоразовую посуду в обеденных зонах на рабочем месте. Каждому второму респонденту в обеих группах важен раздельный сбор бытовых отходов (54% сотрудников и 52% работодателей). Каждый пятый участник исследования готов собирать средства на благотворительность (21% сотрудников и 22% работодателей).
Общение с коллегами, продуктивность и комфорт на рабочем месте: почему сотрудники ходят в офис
Мотивация посещения офиса для большинства сотрудников (65%) – это атмосфера внутри офиса, которая позволяет сосредоточиться на задачах, а также быстро обсудить рабочие задачи вместе с коллегами. Только 17% опрошенных сотрудников отметили, что ходят в офис из-за требования работодателей. Еще для 8% сотрудников важна инфраструктура, которая обеспечивает комфорт на работе, 5% приходят в офис из-за его удобного расположения, для 3% таким стимулом стали различные нематериальные поощрения – от частичной компенсации питания до мероприятий в офисе.
Оптимизация и ставка на технологичность: компании автоматизируют анализ данных о потребностях сотрудников в офисе и развивают системы бронирования мест
Работодатели стремятся оптимизировать работу сотрудников в офисе. Для этого многие из них создают свои собственные системы анализа сведений об использовании переговорных комнат, их загруженности и частоте бронирования. На основе полученных данных компании разрабатывают собственные технологические сервисы бронирования мест и переговорных комнат, которые учитывают график посещения офиса сотрудников, а также их запросы и потребности. Востребованность таких систем растет с развитием гибридного формата, когда количество сотрудников многих компаний превышает число свободных мест в их офисах.
«Офис вновь стал одним из ключевых факторов привлечения сотрудников и сохранения их лояльности. Пандемические прогнозы о стагнации на рынке офисной недвижимости не подтвердились. Вместо этого сегодня мы видим, что с возвращением персонала к привычному формату работы все больше работодателей хотят сделать офис комфортным местом для работы и досуга сотрудников. Для этого необходимо знать, как меняются предпочтения и мотивация сотрудников, когда речь идет о работе из офиса. Исследование, которое мы провели вместе с коллегами из ТеДо, поможет ответить на эти вопросы и наметить первые шаги по трансформации офиса в удобное пространство для эффективной работы персонала», – отметила Анастасия Архипова, директор по маркетингу и коммуникациям O1 Properties.
«Сегодня офис становится хабом для взаимодействия сотрудников, которые трудятся в различных форматах – как офлайн, так и удаленно. Эффективность их совместной работы в том числе зависит от трансформации офиса в удобное и функциональное пространство, где есть все необходимое для продуктивной работы между различными командами. Проведенное нами вместе с партнерами из O1 Properties исследование поможет компаниям комплексно оценить потребности сотрудников в таком пространстве и адаптировать свои офисы под их меняющиеся запросы. Это даст конкурентные преимущества работодателям и повысит их привлекательность среди сотрудников», – отметил Андрей Тонконогов, партнер, руководитель практики консультационных услуг в сфере недвижимости ТеДо.
[1] Исследование «Я/Офис: я для офиса или офис для меня?» было проведено в октябре 2024 года. Его результаты основаны на опросе 1027 сотрудников компаний, 105 работодателей, а также серии интервью топ-менеджерами крупных организаций.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Строящийся деловой центр VÁLTRI соответствует классу Prime
Moscow Research Forum сообщает, что деловой центр VÁLTRI, реализуемый девелоперской компанией ESVE GROUP в Белорусском деловом кластере, по заявленным характеристикам соответствует классу Prime согласно классификации офисной недвижимости 2024 года. VÁLTRI стал одним из немногих строящихся объектов, соответствующих высоким требованиям к офисной инфраструктуре, а также критериям локации и технического оснащения. Здание планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году.
БЦ «РТС «Автозаводская» стремительно сдал этажи
Март 2025г. в сети Бизнес-центров «РТС» ознаменовался крупной сделкой по новому бизнес-центру «РТС «Автозаводская» по адресу: ул. Автозаводская, 14.
Новая точка притяжения: сеть кофеен арендовала площадь в Башне Империя
Деловой комплекс «Империя», расположенный в самом сердце Москва-Сити, продолжает укреплять свои позиции как один из самых престижных и востребованных объектов коммерческой недвижимости столицы. На этот раз на его территории появится новая кофейня, которая займет 153 кв.м на −1 уровне комплекса. Сделка была заключена при поддержке консалтинговой компании Morrow Group, подтверждая высокий спрос на качественные локации в ключевых бизнес-центрах города.
Премиум-автосалон на 85 км МКАД: как найти идеальное решение для бизнеса — сделка от Апекс Недвижимость
В условиях растущей конкуренции на рынке коммерческой недвижимости поиск подходящего помещения для специфического бизнеса, такого как автосалон премиум-класса, становится настоящим вызовом. Однако, как показывает практика, даже самые сложные задачи имеют решения, если подойти к ним профессионально и системно.Недавно команда агентства «Апекс Недвижимость» успешно завершила сделку…
На торги выставили шесть нежилых помещений на Варшавском шоссе
Инвесторы смогут побороться на торгах за шесть коммерческих объектов общей площадью почти 1000 квадратных метров на юге Москвы. Об этом сообщил руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Кирилл Пуртов.«Предприниматели могут приобрести коммерческую недвижимость у города для реализации практически любых бизнес-проектов и развития своего дела. Сейчас…
Ситихаусы стали самым востребованным редким форматом элитной недвижимости
В начале 2025 года в продаже на рынке Москвы находилось 1456 лотов высшего ценового сегмента. 229 из них — редкие форматы: пентхаусы, ситихаусы и виллы. Их доля — 16%. Согласно исследованию Sminex, медианная стоимость квадратного метра такой недвижимости с осени прошлого года увеличилась на 3%, до 2,9 млн рублей. Самыми дорогими стали пентхаусы, а наиболее востребованным у покупателей форматом — ситихаусы.
Борьба противоположностей: что влияет на условия контрактов на рынке FM-услуг в 2025 году
Инфляция и другие процессы в экономике, которые приводят к удорожанию FM-услуг, изменили отношение игроков рынка к условиям контрактов. Наметилась устойчивая тенденция: собственники объектов настроены на долгие контракты, но без индексации или с минимальной индексацией, а FM-компании — с индексацией, которая соответствует реальному росту себестоимости.
Жилой комплекс STONE Grain с архитектурной доминантой появится у метро «Калужская»
Девелопер STONE планирует построить жилой комплекс общей площадью 69 тыс. квадратных метров в Обручевском районе на юго-западе столицы. Проект предусматривает создание полноценной инфраструктуры, включая коммерческие и общественные пространства, отвечающие потребностям будущих резидентов. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Upside Development и «НДВ Супермаркет недвижимости»: Почти 90% россиян предпочитают работать в бизнес-центрах с развитой инфраструктурой и зелеными зонами
Аналитики компании «НДВ Супермаркет недвижимости» совместно с компанией Upside Development провели исследование, направленное на определение требований к современному бизнес-центру. Опрос показал, что для 63% сотрудников одним из важных критериев при выборе места работы является наличие инфраструктуры внутри делового комплекса и в его окружении, что помогает поддерживать баланс между работой и личной жизнью. При этом еще для четверти опрошенных данный критерий является решающим. В первую тройку необходимых опций в БЦ вошли: наличие объектов розничной торговли и сферы услуг (74%), паркинга (60%) и комнаты отдыха (51%).
Core.XP и Level Group: За время строительства офисы дорожают в среднем на 40%
Аналитики консалтинговой компании Core.XP и девелопер Level Group провели совместное исследование динамики изменения цен продажи площадей в бизнес-центрах Москвы в зависимости от стадии строительства. Согласно полученным данным, в среднем стоимость квадратного метра на момент ввода бизнес-центров в эксплуатацию с начала строительства увеличивается на 40%. Это связано с рядом факторов: ростом цен на строительные материалы, колебанием валютных курсов и увеличением затрат на рабочую силу. Среднегодовой темп роста цен с 2019 по 2024 год составил 16% для всех классов офисных объектов, однако наибольшее увеличение стоимости наблюдается в бизнес-центрах класса А, которые на данный момент составляют около 90% нового строительства.