В офисе объединенной компании «Афиша-Рамблер» на Даниловской мануфактуре (Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Заводы — хипстерам: какие офисы выбирают творческие индустрии

Офисы в современных бизнес-центрах не всегда подходят сотрудникам творческих компаний, к тому же, обходятся значительно дороже бывших заводских цехов.

С начала 2000-х в Москве сложилось несколько креативных кластеров, в которых сосредоточены представители креативных индустрий: архитектурные бюро, дизайн-студии, редакции СМИ, рекламные агентства, продакшн-компании, IT-стартапы.

Бывшие промзоны

В большинстве случаев речь идет о проектах редевелопмента бывших промышленных зон, выполненных в стиле лофт: «Винзавод», «Даниловская Мануфактура», Artplay, «Флакон», «ЛеФОРТ», «Платформа», «Красный октябрь», «Арма», Трехгорная мануфактура, «Большевик», перечисляет директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Константин Лосюков.

Все эти проекты сосредоточены преимущественно в районе Третьего транспортного кольца и за его пределами, исключение составляют лишь «Красный октябрь» и Трехгорная мануфактура, расположенные внутри Бульварного кольца и Садового кольца соответственно.
Вид на Трехгорную мануфактуру (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Вид на Трехгорную мануфактуру (Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС)

Фабрики вместо небоскребов

В середине 2000-х часть бывших производственных зданий были перепрофилированы в культурные пространства, которые включают в себя не только офисные площади, но и выставочные залы, творческие мастерские, образовательные центры и площадки для мероприятий. «Представители творческих профессий, как правило, располагаются в так называемых креативных пространствах, или арт-кластерах, где сочетаются аутентичные мануфактурные здания и современные дизайнерские решения, отличающиеся оригинальным оформлением и обилием стрит-арта», — говорит руководитель отдела исследований консалтинговой компании JLL Олеся Дзюба.
Территория центра дизайна Artplay (Фото: Иван Шаповалов/ТАСС)

Территория центра дизайна Artplay (Фото: Иван Шаповалов/ТАСС)

Одним из первых проектов преобразования производственных зданий в офисные стал деловой квартал «Красная роза», реконструкция которого длилась почти десять лет и завершилась в 2012 году, вспоминает управляющий партнер компании Colliers International Николай Казанский. Сейчас многие крупные компании размещают свои офисы в бывших заводских цехах. Так, Яндекс» арендует 53,5 тыс. кв. м в деловом квартале «Красная роза», «ВымпелКом» — 17 тыс. кв. в «Большевике», BBDO — 11 тыс кв. м в бизнес-центре «Новоспасский».

В прошлом году международная сеть коворкингов WeWork арендовала 4,3 тыс. кв. м в бизнес-центре «Савин» на территории делового квартала «Красная Роза» в Хамовниках. Московский WeWork откроется уже в этом году и станет одним из крупнейших в Центральной и Восточной Европе.

Как правило, такие бизнес-центры состоят из нескольких сдающихся в аренду корпусов, расположенных на обособленном, часто закрытом от города участке. Именно поэтому такие кластеры имеют хорошо проработанную концепцию развития собственной территории и взаимодействия с арендаторами. Так, первые этажи обычно отдаются под объекты торговли. «Арендаторы могут быть стандартными для всех подобных бизнес-центров (кофейни, пиццерии, кафе) или же являются якорем, который привлекает посетителей не только рассматриваемого бизнес-центра и ближайшего окружения, но и со всей Москвы, например, многочисленные рестораны в Трехгорной мануфактуре», — приводит пример Константин Лосюков.

Цены

Спрос на такие офисы высок, констатируют аналитики: по данным Knight Frank, общая доля вакантных площадей в перечисленных кластерах составляет 6-7% — это ниже среднерыночных показателей по офисам класса В, где доля свободных помещений по итогам первого квартала 2019 года составляет около 9%. При этом в отдельных проектах, например, на Бадаевском заводе, во «Флаконе», Artplay и Трехгорной мануфактуре вакансия не превышает 1%.

По данным JLL, совокупный объем предложения офисных площадей в креативных пространствах, сегодня составляет 65 тыс. кв. м, и спрос на некоторые из них превышает предложение. Причиной тому не только функциональный дизайн (высокие потолки и панорамные окна обеспечивают естественное освещение, необходимое, к примеру, архитекторам), но и меньшая по сравнению с традиционными офисами стоимость аренды.

Средние арендные ставки в московских лофт-кварталах находятся в диапазоне 13-20 тыс. рублей за кв. м в год, без учета эксплуатационных расходов и НДС. По данным компаний Knight Frank и Colliers International, максимальные ценники предлагаются на «Винзаводе» и Трехгорной мануфактуре — в диапазоне 19-21 тыс. руб. за 1 кв. м в год, без учета НДС и ОРЕХ.

Бизнес-центр «Мамонтов» в деловом квартале «Красная роза» (Фото: Анастасия Диева/ТАСС)

Бизнес-центр «Мамонтов» в деловом квартале «Красная роза» (Фото: Анастасия Диева/ТАСС)

Самые низкие ставки — на дизайн-заводе «Флаконе», 13 тыс. руб. за 1 кв. м в год, без учета НДС и ОРЕХ. При этом аренда коворкинга, распложенного на территории таких бизнес-центров, обойдется еще дешевле. Если офис площадью 56 кв. м на дизайн-заводе «Флакон» стоит в среднем в 1,1 млн руб. в год, то годовая аренда четырех рабочих мест в коворкинге там же составляет вдвое меньше, 576 тыс. руб. в год, отмечают в Knight Frank.

Автор: Ольга Мамаева.
Источник: realty.rbc.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.

Деловой центр по городской программе построят в Обручевском районе

Деловой центр в составе жилого комплекса в Обручевском районе возведут по программе стимулирования создания мест приложения труда (МПТ). После завершения работ там смогут трудоустроиться почти 1,1 тысячи человек. Об этом рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…