
Иван Гуськов, Apollax Space: Перспективы формата сервисных офисов и для кого подходит built-to-suit
Генеральный директор сети Apollax Space — Иван Гуськов, серийный предприниматель, владелец нескольких бизнесов, в прошлом занимался розничным коворкингом Смародина, после пандемии решил поменять формат бизнеса, присоединился к Apollax Group и начал развивать b2b-проект Apollax Space. Этот проект принадлежит Apollax Group, одному из самых крупных владельцев коммерческой недвижимости в Москве. В собственности Apollax Group находится более 50 тыс. кв. м помещений класса B+. В начале 2021 года Apollax Space заключили 2 крупные сделки на рынке сервисных офисов и реализовали 3000 кв.м., якорным арендатором стала компания Modis.
Иван Гуськов рассказывает читателям OFFICE NEWS сколько времени занимает создание офиса built-to-suit, долго ли формат сервисного офиса будет пользоваться активным спросом и стоит ожидать в ближайшее время новых форматов на рынке сервисных офисов.
— Иван, Вы — как сейчас модно говорить — серийный предприниматель. Почему одним из своих бизнесов вы выбрали рынок коворкингов? Чем он вас привлёк?
В принципе рынок недвижимости — и коммерческая недвижимость не исключение — это одно из классических направлений для инвестиций, этот рынок довольно стабилен, на нем всегда присутствует спрос.
Что касается ниши коворкингов — мне импонирует идея sharing-экономики, она сейчас только развивается на примерах каршеринга, коливингов и так далее. Например, несколько лет назад у каршеринга была небольшая ниша, а за пять лет года она успела разрастись до активного игрока рынка — в сложном 2020 году было совершено 70 миллионов поездок на каршеринге. У коворкингов я также вижу большой потенциал развития на рынке.
Кроме того, работа с коворкингами напрямую связана с сервисом. У меня достаточный опыт работы в сфере horeca, поэтому все, что связано с сервисом мне близко, я знаю, как этим управлять.
— Как Вы пережили пандемию? Какой была ваша стратегия, когда — год назад — только начался локдаун?
В пандемию я вошёл как СЕО коворкинга «Смародина» — мы специализировались в основном на розничной аренде, предоставляли мини-офисы небольшим командам и отдельные рабочие места фрилансерам. Наша стратегия в начале кризиса была нацелена на максимальное снижение расходов, чтобы переждать первое время и увидеть какую-то динамику на рынке. Когда мы увидели небольшую “оттепель”, мы начали возвращаться к работе и заново отлаживать операционные процессы.
— В какой момент вы выделили тенденцию роста B2B-сегмента на рынке коворкингов?
Спрос на B2B-сегмент был всегда, мы замечали его и на момент открытия в 2019 году, но он был не так ярко выражен. А вот уже в сентябре-октябре 2020, когда были сняты основные ограничения, мы заметили, что спрос на большие площадки начал уменьшаться одновременно со спросом на розничную аренду коворкингов. В то же время тенденция на рост спроса в сегменте сервисных офисов уже окончательно оформилась. К этому времени мы уже успели переставить бизнес на B2B-рельсы и в ноябре начали работать как сервисные офисы Apollax Space.
— Как быстро удалось переставить модель коворкинга на рельсы B2B-формата?
Нам это удалось сделать довольно-таки быстро — между решением перейти на формат B2B и первыми продажами прошел примерно 1 месяц. Мы предупредили арендаторов, переупаковали наши B2C-предложения, модернизировали пространства, это было возможно благодаря гибким планировкам, и вскоре открылись как пространство, готовое принимать корпоративных клиентов.
— Насколько актуален сейчас формат built-to-suit? Какие обычно запросы арендатора в таком формате?
Сейчас можно отметить его растущую популярность у крупных арендаторов. Основным запросом здесь можно назвать большие площади — от 1000 и иногда от 1500 квадратных метров. В такой формат заезжают не просто крупные компании с большим количеством сотрудников, а иногда и компании с несколькими департаментами, с дроблением на разные команды — у таких арендаторов также есть запрос (кроме большого метража) на функциональное разделение помещения. Поскольку им сложно найти готовое решение с подходящими планировками, то все чаще такие арендаторы смотрят в сторону формата built-to-suit.
— Сколько времени занимает создание офиса built-to-suit (на вашем примере/опыте)?
В нашем случае создание офисов в таком формате занимает 3-4 месяца, при условии, что команда арендатора насчитывает меньше 100 человек. Если арендатору нужно большее количество рабочих мест — растет и время работ. У нас был подобный опыт, когда мы только переходили в B2B-формат и перестраивали площадку на Тульской. На этапе ремонтных работ у нас появился арендатор, который готов был занять всю площадку, и мы расширяли ее на дополнительные 250 рабочих мест. Тогда перестройка офисной площадки под формат built-to-suit заняла 4,5 месяца.
— В чем выигрывают компании, которые останавливают свой выбор на формате built-to-suit?
Компании, которые выбирают такой формат, в первую очередь получают полностью адаптированное под себя пространство. Они не идут на компромиссы с владельцем и получают ровно то, что хотят. Помещения организуются и оснащаются под запрос. Это несомненный плюс, например, если клиенту нужно отдельное помещение для работы со специализированным оборудованием, как было у нас с Modis. В обычном офисе такое пространство организовать сложно, а в формате built-to-suit оно закладывается изначально в план офисного помещения. Таким образом клиент получает сразу то, что ему нужно, и не тратит последующее время аренды на перестройку арендованного помещения под свои нужды.
Кроме того BTS — это еще и кастомизация офисного пространства. Это в большей степени психологический момент — арендаторам комфортнее находиться в “своем” помещении, появляется какая-то ассоциация с тем, что это не просто снятый на время коворкинг или офис, а непосредственно их рабочее пространство.
— Как изменился спрос на сервисные офисы за последние полгода?
В конце 2020 года по исследованию ЦИАН было видно, что 80% гибких пространств занято корпоративными клиентами. По данным Colliers International, основным клиентом на рынке коворкингов становятся крупные бизнесы, они располагают в сервисных офисах свои проектные команды, либо самостоятельно временно размещаются в гибких пространствах. Это помогает им найти какое-то краткосрочное решение для расположения своих компаний, в которое уже будет включен ремонт и налаженные офисные процессы. Такой выбор позволяет компании выиграть время, чтобы подумать и решить, в какую сторону двигаться дальше, подойдет ли формат коворкинга для дальнейшей работы или они будут возвращаться к классической аренде.
— Сколько времени формат сервисного офиса будет пользоваться активным спросом, по вашему мнению?
Предугадать сложно, но мы ожидаем, что если сейчас сегмент коворкингов занимает 1,5% от рынка офисной недвижимости, то в ближайшие годы он вырастет до 5%. Скорее всего спрос будет расти, до тех пор, пока на рынке не появится какое-то новое решение, новый формат. То есть, такие новые форматы уже пытаются появиться, рынок перестраивается после кризиса и локдаунов. Мы видим выделение решений для розничных арендаторов или появление коливингов, о которых активно писали в начале года. Пока что сложно сказать: “Вот это оно, новое словно на рынке коммерческой недвижимости”. Сейчас мы видим, что такие форматы имеют перспективы дальнейшего существования, они смогут закрыть потребности некоторых работодателей, но как это будет развиваться в дальнейшем пока сложно сказать.
— Стоит ли ожидать в ближайшее время новых форматов на рынке сервисных офисов?
Пока сложно представить какой-то прорыв на рынке сервисных офисов, но новые решения и модификации появляются регулярно. Здесь за счет гибкости есть много пространства для маневра, появляются симбиозы коворкингов с девелоперами, например, но какие-то бумы и резкие подвижки происходят в основном под воздействием внешних факторов, таких как тот же коронакризис. Надеюсь, что подобных причин для появления новых форматов в ближайшее время не будет, и все будет развиваться в своем естественном темпе.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
ГК «КОРТРОС»: «умные здания» в России должны предусматривать возможность последующей модернизации
Девелоперы, которые работают в жилом сегменте, в том числе с «умными зданиями», должны строить их с возможностью последующей модернизации. Таким мнением поделился директор по цифровой трансформации ГК «КОРТРОС» Дмитрий Лебедев в рамках пленарного заседания «Умный город — Умная Россия» на Российской строительной неделе.
Системы контроля доступа в офисах в 2025 году: от распознавания лиц до киберзащиты
По данным недавнего исследования, каждый второй россиянин хочет работать в умном офисе, а 41% высказались за внедрение систем распознавания лиц для пропуска в офис, чтобы не носить еще одну карту с собой. О том, какие системы контроля управления доступом используют российские компании в своих офисах,…
Международный оператор коворкингов Regus остается в ДЦ «СИТИДЕЛ»
Компания арендует офисные помещения общей площадью 2 313,8 кв. м.Regus (часть IWG Group) — это крупнейший в мире провайдер коворкингов и гибких офисных решений, который охватывает около 4,000 бизнес-центров в 120 странах и более 1 200 городах. Ирина Баева, управляющий директор Regus в России: «Мы сотрудничаем с ДЦ «Ситидел» вот…
Light Industrial захватывает регионы: новый лидер складской недвижимости
Формат Light Industrial (LI), покоривший Москву и Петербург, стремительно выходит в регионы России, обещая инвесторам доходность до 16% годовых и окупаемость в 5–7 лет. Пока столицы по объемам ввода лидируют на нее приходится 90% площадей, регионы только начинают осваивать этот сегмент. Юлиана Хронюк, директор по развитию Light Industrial IBC Global, объясняет, почему LI перспективен за пределами мегаполисов.
Офисный формат 2025: как оставаться на гребне волны?
23 апреля 2025 года в Москве состоится ежегодная конференция «ОФИСНЫЙ ФОРМАТ: наперегонки с прогрессом». В рамках мероприятия представители девелоперов, управляющих компаний и административные директора обсудят последние тенденции в области формирования девелоперского продукта и поделятся актуальными запросами от арендаторов.В первой сессии обсудим необходимость современных преобразований офиса…
Почему арендный доход от нежилой недвижимости выгоднее банковских вкладов в долгосрочной перспективе
Споры о том, куда вкладывать средства — в банковские вклады или недвижимость — не утихают. Сторонники депозитов указывают на их высокую доходность: сегодня ставки по вкладам могут вдвое превышать рентную доходность коммерческих помещений. Однако такой подход зачастую ограничивается горизонтом в 1–2 года. Если же анализировать…
Pridex Technology представила биометрическое решение для безопасности в офисах
Pridex Technology, IT-интегратор в структуре компании Pridex, объявил о запуске собственного решения для комплексной безопасности в офисах на базе биометрических технологий. Презентация состоялась 13 марта в рамках мероприятия Innovation Day в Multispace Paveletskaya, участие в конференции приняли ведущие игроки банковской, промышленной, IT и других сфер.
RBNA и AD Russia подписали договор долгосрочной аренды на новый проект в ПАРКЕ ЛЕТО
Девелопер индустриальной недвижимости RBNA заключил договор долгосрочной аренды с Autodistribution Russia (AD Russia) в рамках строительства индустриального комплекса ПАРК ЛЕТО. Новый объект площадью 30 000 м² будет построен по схеме Build-to-suit (BTS) в соответствии с техническими требованиям арендатора.
Компания Wildberries стала новым арендатором в индустриальном парке “Гранат”
Instone Development, один из крупнейших девелоперов в сфере складской и индустриальной недвижимости, объявил о новой сделке в Индустриальном парке «Гранат». Ключевым арендатором выступила объединенная компания Wildberries и Russ, подписавшая долгосрочный договор аренды на всю площадь второго здания парка, составляющую 16 500 м2. Консультантом сделки выступила компания NF Group.
Инвесторы смогут построить общественно-деловые центры в Коммунарке
На городские торги выставлено право на заключение шести соглашений о реализации масштабных инвестиционных проектов в Новомосковском административном округе. Проектами предусмотрено строительство шести общественно-деловых комплексов в Коммунарке. Об этом сообщил руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Кирилл Пуртов. «В столице продолжается реализация масштабных инвестиционных проектов, направленных на…