что происходит в сегменте офисного строительства

РБК: Импорт и его замещение — что происходит в сегменте офисного строительства

В самом начале текущего кризиса, когда рынок столкнулся с уходом западных игроков и разрывом логистических цепочек, офисное строительство переживало, мягко говоря, не лучшие времена: рост цен на материалы и оборудование доходил до 50%, а поставки большей части продукции не только c европейского, но и азиатского рынка оказались под вопросом — фактически первые месяцы сегмент продолжал функционировать за счет имеющихся запасов на складах.

Ситуацию во многом удалось изменить благодаря параллельному импорту: к концу августа цены на стройматериалы снизились в среднем на 13%, а дистрибьюторы начали активно ввозить товары данным способом, что позволило вернуть до 70% иностранной продукции. Тем не менее, как неоднократно подчеркивали в Минпромторге, параллельный импорт — это лишь временное явление, которое будет существовать до появления на рынке достаточного количества российских аналогов.

Доля иностранной продукции в бюджетном сегменте была достаточно низкой и до введения санкций и ухода европейских компаний, сейчас она составляет порядка 10–15%. Более сложная ситуация наблюдается в среднем и высоком (премиум) сегментах — порядка 40% и 70% соответственно.

Определенные успехи с точки зрения импортозамещения, безусловно, есть. Какие-то из них являются долгосрочными: например, производство фальшполов (конструкция, позволяющая производить разводку инженерных сетей и кабелей в пространстве под полом и обеспечивающая свободный доступ к ним) России наращивалось с 2014 года и на текущий момент на 100% локализовано в стране. Успешно налажено изготовление сложных металлических изделий, развивается производство светотехнического оборудования, доля которого на российском рынке сейчас составляет порядка 70%.

Появление отечественных аналогов понемногу начинает сказываться на стоимости материалов — мы наблюдаем снижение по отдельным позициям в пределах 10%. Потенциально возможно и сокращение сроков поставок определенных категорий товаров — в среднем на две-три недели по сравнению с поставками из-за рубежа. Пока, к сожалению, это зачастую компенсируется недостатком производственных мощностей: из-за повышенного спроса российские компании не всегда справляются с объемом заказов, в результате чего ты попадаешь в так называемый лист ожидания и время снова увеличивается.

Тем не менее существует ряд проблем, с преодолением которых есть существенные трудности:

Оборудование для производства материалов, комплектующих и др. на 80% импортное;
Полноценная замена на отечественные аналоги высокотехнологичной продукции, такой как мультимедиа, IT-оснащение, системы автоматизации и микроэлектроника, в среднесрочной перспективе не представляется возможной. Сейчас компании в офисном сегменте активно наращивают поставки из дружественных стран — Китая, Индии, Турции, однако подбор эквивалентного по качеству решения — это сложный и ресурсоемкий процесс;
Отделка помещений в премиум-сегменте предполагает использование определенных материалов и изделий, которые производились преимущественно зарубежными компаниями, и на данный момент лишь 20% из них являются потенциально заменяемыми.

Параллельный импорт

Пока вышеперечисленные проблемы удается решать с помощью параллельного импорта — бо́льшая часть продукции, за исключением отдельных специфических линеек (например, некоторого специализированного ПО), вновь стала доступной.

Однако и здесь есть риски: во-первых, отсутствие гарантии производителя, что вызывает вопросы не только относительно дальнейшего обслуживания лифтов, насосного оборудования, электротехники и многих других позиций, но и в некоторых случаях относительно качества привезенного товара. Во-вторых, увеличение сроков поставок в зависимости от страны-экспортера и логистических путей: в среднем оно составляет около месяца, в случае со сложной продукцией — еще больше. И в-третьих, в связи с тем, что многие проверенные дистрибьюторы так или иначе сократили ассортимент, компании в сегменте офисного строительства вынуждены менять пул поставщиков — нередко это новые игроки, не имеющие длительной истории и больших оборотов.

Выводы

Хотя на данный момент доля параллельного импорта в структуре поставок растет, становится очевидно, что эта динамика в скором времени изменится. Российские компании, специализирующиеся на производстве строительных материалов, уже сейчас вкладывают дополнительные средства в покупку иностранного оборудования, пользуясь ослаблением американской и европейской валюты — таким образом, они рассчитывают со временем расширить свой ассортимент и заместить зарубежную продукцию. В то же время для клиентов на первом месте стоит факт реализации проекта, они все меньше готовы жертвовать сроками и стоимостью ради погони за брендом. В связи с этим на сегодняшний день в офисные проекты закладываются те позиции, поставки которых точно можно будет осуществить.

В ближайшие два года в стране будет налаживаться собственное производство отделочных материалов (в первую очередь — изделий из дерева, металла, ПВХ, ЛДСП и войлока, а также керамогранита), сантехники, электротехнического и щитового оборудования, запорно-регулирующей арматуры и др. В то же время в сегменте финишной отделки уже сейчас заметен рост доли турецкой (декоративные материалы, облицовочные материалы) и индийской (натуральный камень, керамогранит и другие напольные покрытия) продукции, а в сегменте инженерного оборудования повышается роль азиатских поставщиков — например, до 80% всего вентиляционного оборудования на данный момент ввозится из Китая.

Что касается IT-оборудования, для локализации его изготовления необходимы серьезные инвестиции и участие крупных международных компаний, что в текущей ситуации представляется крайне затруднительным. В связи с этим мы ожидаем, что в ближайшие годы на этом рынке будет доминировать продукция из Китая, а также Японии, Турции и Кореи.

В итоге рынок будут двигать отечественные производители, а также переориентация закупок отдельных категорий товаров на Восток и дружественные страны.

Автор: Александр Алейников, коммерческий директор Pridex

Источник: realty.rbc.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Книга “От ассистента до владельца бизнеса” Николая Казанского вошла в ТОП-10 лучших книг бизнес-литературы

Всего в первом конкурсе лучшей бизнес-литературы, который проводит общественная организация Инвестиционная Россия, приняло участие 327 книг, которые, по мнению жюри конкурса, будут максимально полезны российским бизнесменам и топ-менеджменту с учетом актуального контекста. 

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве

Сеть фитнес-клубов Spirit. Fitness анонсировала открытие сразу двух новых клубов в Москве — в ТЦ «Сиеста» в районе Сосенское в апреле 2024 и в ТЦ на Краснодарской, открытие которого запланировано в 2025 году. 

MR Group продолжит стратегическое сотрудничество с Tele2

Девелопер MR Group, оператор мобильной связи Tele2 и системный интегратор «ИСК» подписали соглашение о сотрудничестве в части оснащения жилых комплексов телеком-инфраструктурой. Компании сотрудничают не первый год: в 2021 году специально для MR Group Tele2 первым на телеком-рынке подключилась к проекту усиления сигнала связи, разработанному системным интегратором «ИСК».

Бюро UNK corporate interiors разработало архитектурную концепцию МОПов БЦ Rublevo Business Park

На рынок офисной недвижимости Москвы вышел новый премиальный проект – БЦ Rublevo Business Park, архитектурную концепцию мест общего пользования которого разработало и презентовало российское бюро UNK corporate interiors. Компания специализируется на архитектурном и инженерном проектировании коммерческих интерьеров и общественных пространств, разрабатывая комплексные решения и участвуя во всех стадиях работы над проектом.

CMWP™: Повторит ли складской рынок рекордный спрос 2023 года?

Объем спроса в Московском регионе по итогам 2023 года достиг 3 млн кв. м, рост показателя относительного прошлого года составляет 84%. Рекордные значения индикатора текущего года обусловлены комбинацией нескольких факторов: естественной ротацией, отложенным спросом 2022 года и очередным циклом расширения логистических мощностей крупных маркетплейсов.Мы ожидаем,…

O1 Standard определила ключевые достижения компании за 2023 год

В 2023 году O1 Standard продолжила укреплять позицию лидера рынка Москвы, предлагая высококачественные услуги по управлению и эксплуатации коммерческой недвижимости. Компания успешно реализовала ряд инноваций по эксплуатации и техническому обслуживанию, внедрила новые решения по коммерческому управлению и консалтингу объектов, а также организации обслуживания арендуемых площадей.

Nikoliers: В 2023 году объем ввода торговой недвижимости в регионах России вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом

По данным международной консалтинговой компании Nikoliers, в 2023 году в России было введено порядка 252,3 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости. Из них 158,9 тыс. кв. м – объем нового предложения в регионах страны. По прогнозам аналитиков, в 2024 году объем ввода может вырасти еще на 62,6%. 

Apollax Space закрыл ряд сделок под занавес 2023 года

Окончание бизнес-сезона ознаменовалось для Apollax Space заключением трёх сделок в сервисных офисах «Империя» и «Новосущевский». Общая площадь сданных помещений составляет около 2 735 кв. м, в них разместились 374 рабочих места.

IBC Real Estate: Складской рынок Москвы ждет нового ввода

Рекордные объемы спекулятивного строительства складов в Московском регионе по итогам 2023 года не решили проблему дефицита площадей, вакансия сохраняется на минимальном уровне – 0,3%.По данным аналитиков IBC Real Estate совокупный объем введенных в эксплуатацию площадей в Москве и Московской области по итогам 2023 года составил…