Анар Дамиров, директор по автоматизации и управлению проектами компании «ОРИЕНТИР»: Технологичный склад - как бизнесу эффективно хранить товар

Анар Дамиров, директор по автоматизации и управлению проектами компании «ОРИЕНТИР»: Технологичный склад — как бизнесу эффективно хранить товар

Эффективность работы складов сегодня напрямую зависит от того, используют на них технологичные решения или нет. Те, кто отказываются от инноваций, заведомо проигрывают. Директор по автоматизации и управлению проектами компании «ОРИЕНТИР» Анар Дамиров рассказал, какие решения есть на российском рынке.

В складских помещениях хранят, принимают и отгружают товар, а также занимаются сборкой заказов. На каждом из этих этапов можно применять автоматизацию, которая сократит расходы бизнеса. По всему миру предприниматели оптимизируют три направления.

  • Увеличивают полезное время в процессе сборки заказов. На практике много сил уходит на поиск товара и перемещения людей по складу. Это время бизнес называет «холостым» — никакого реального результата работы нет, а зарплата персоналу начисляется. По опыту, примерно до 70% всего рабочего дня может проходить в поисках грузов. Автоматизация снижает эту долю до 30–10%.
  • Занимаются оптимизацией складских площадей. Компании стремятся к тому, чтобы каждый метр приносил доход, поэтому помещения используются не только в длину, ширину, но и высоту. Это позволяет застраивать меньший земельный участок, при этом хранить столько же или даже больше товаров. Без технологических решений поднять паллеты на верхние ярусы и спустить их оттуда не получится.
  • Ускоряют процесс обработки товара и контролируют качество операций. Например, современные решения позволяют не только сортировать грузы, но и вести их учет. Конвейеры оснащены сверхчувствительными весами и сканерами. Если с ленты пропадет даже небольшой предмет весом всего несколько граммов, система это зафиксирует.

Автоматизация требует вложений. В краткосрочной перспективе это ощутимые для бизнеса траты, но уже при среднесрочном планировании очевидна выгода от внедрения технологий. А окупаемости удается достигнуть примерно в течение 5–7 лет.

Европейские vs китайские разработчики

Автоматизацией логистики для фулфилмент-операций изначально занимались производители в Европе и Японии.

Среди технологий, которые предлагают разработчики из этих стран, наиболее востребованы:

  • конвейеры для разных грузов: паллет, картонных или пластиковых коробов, пакетов в бумажной и полиэтиленовой упаковке. Конвейеры позволяют сократить время транспортировки и увеличить производительность склада;
  • сортеры разного вида: башмачковые, поддонные, с перекрестным ременным сталкивателем. В зависимости от характеристик они контролируют расстояние между грузами, работают даже с хрупкой продукцией, автоматически помещают товары в ячейки;
  • системы с лифтами и шаттлами, которые позволяют поднять грузы на нужную высоту и поставить их вглубь стеллажного ряда;
  • краны-штабелеры mini-load предназначены для мелкоштучных товаров, благодаря разнообразию грузозахватных механизмов.

Китай занялся экспортом технологических решений относительно недавно, но уже пытается перехватить лидерство в этой сфере. Бурный рост e-commerce в стране поставил разработчиков в этой стране перед необходимостью внедрять новые технологии.

К системам, которые Китай развивает наиболее активно, можно отнести:

  • разнообразные роботы, автоматические управляемые машины, в том числе для перемещения малых грузов от 10 до 50 кг, для перевозки паллет с возможностью подъема товара с пола, автоматические управляемые тележки;
  • дроны, которые привлекаются к инвентаризации паллет при их высотном хранении.

Процесс работы без использования беспилотников выглядит так: нужно снять паллету, отсканировать код, вернуть товар на место, переместиться к следующей ячейке. На одну операцию уходит в среднем 3 минуты. Если поднимать сотрудника наверх, то процесс ускорится. Но, во-первых, придется задействовать несколько человек и технику, во-вторых, возникают риски безопасности, связанные с работой людей на высоте. Дроны могут сократить временные издержки, а также оптимизировать процесс.

Что выбрать

На конец третьего квартала 2021 года доля вакантных складских помещений в столичном регионе составила всего 0,6%, как посчитали в компании Knight Frank. Это наименьшее значение с 2008 года. И пока спрос опережает предложение. По данным аналитиков, за 9 месяцев 2021 года в Московском регионе ввели 764 тыс. кв. м. складских помещений. Это на 28% больше, чем за аналогичный период предыдущего года. А вот объем спроса вырос 75% и достиг 1,86 млн кв. м. По мнению экспертов, в 2022 году дефицит сохранится. Запланированный ввод спекулятивных площадей не способен пока покрыть потенциальный спрос. Похожая ситуация складывается и в Санкт-Петербурге. Неудовлетворенный спрос на склады к концу 2021 года составил 1,1 млн кв. м, оценивают в Knight Frank St. Petersburg.

Во многом интерес к складской недвижимости подогревается развитием e-commerce в России. В ближайшие годы сектор онлайн-торговли будет только расти, значит сохранится и потребность в дополнительных площадях для хранения товаров.

Вместе с развитием рынка приходит ожесточенная конкуренция. Чтобы выиграть, российские операторы складов закупают технологии за рубежом. Крупные проекты чаще приобретают готовые решения у европейских и японских разработчиков. На такие сделки приходится более 80% рынка в экспертно оцениваемых объемах. Небольшой бизнес работает либо с российскими поставщиками, либо с отечественными интеграторами, которые используют китайское оборудование (первые такие российско-китайские объединения появились еще в 2019 году).

Сейчас свои технологии в России продвигают China Post, KENGIC, Damon, Simba. У них за плечами опыт проектов для крупных операторов фулфилмента, как AliBaba, JD.com, China Post. Эти кейсы заставляют и российские компании присмотреться к новым поставщикам. Китайское оборудование активно применяют или тестируют OZON, Wildberries, Почта России, DPD, FM Logistics.

Конкуренция между европейскими и китайскими разработчиками будет усиливаться. Для российских предпринимателей это означает, что не только выбор станет больше, но и внедрение инноваций ускорится. Опыт показывает, что китайцы не такие консервативные в применении новых технологий, как европейцы. В западных компаниях-интеграторах цикл от проектирования решения до первых промышленных внедрений занимает в лучшем случае 5 лет, а может длиться и до 10 лет. Китайские производители проходят этот путь гораздо быстрей — за 1–2 года.

Риски при внедрении технологий

В сфере автоматизации быстро меняются и сами технологические решения, и правила игры. Компаниям, которые собираются заняться автоматизацией складов, лучше всегда иметь “план Б”.

Российским предпринимателям нужно обращать внимание на 3 фактора:

  • Задержки в поставках из-за санкций. Партнеры из Европы ввели дополнительные процедуры и согласования на экспорт в Россию сложного оборудования. Заказчикам нужно сообщить, какая именно структура будет использовать технологические решения и в каких целях. Также требуется получить специальное разрешение на вывоз техники. Все это затягивает процесс получения необходимого оборудования на 4–6 недель.
  • Незнание таможенного регламента. Сейчас правила ввоза уникальных технологий достаточно мягкие. Если в России не производят аналог закупаемой техники и оборудование приобретает конечный заказчик, то можно претендовать на нулевую таможенную пошлину. Компании, работающие в особых экономических зонах, получают еще одно фискальное послабление — ввоз без НДС.
  • Влияние пандемии на рынок. Раньше на монтаж оборудования в России приезжали инженеры со стороны иностранных разработчиков. Теперь из-за ограничений в перемещениях и эпидемиологической ситуации такой возможности часто нет. В итоге работы производятся либо по удаленной связи, либо специалистам удается приехать на место, но гораздо позже установленного срока.

Выход из всех этих ситуаций один — быть готовым быстро наладить работу с новым поставщиком, и всегда рассматривать возможность внедрить разные технологические решения. Даже если компания привыкла сотрудничать только с европейскими или азиатскими производителями, сейчас самое время стать более гибкими. Во-первых, в разных регионах развиваются свои подходы к автоматизации, и вы всегда сможете выбрать более подходящий вам. Во-вторых, такая диверсификация позволит снизить риски и выполнить работы вовремя, без задержек.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

PIONEER в 2023 году увеличил продажи до 44 млрд рублей

PIONEER реализовал более 135 тыс. кв.м коммерческих и жилых площадей. Продажи девелопера составили 44 млрд рублей: по итогам 2023 года данный показатель компании вышел на докризисный уровень.

Серия донорских акций от O1 Properties

O1 Properties, крупнейший собственник офисной недвижимости класса А в Москве, объявляет о запуске важной благотворительной инициативы – серии донорских акций, которые будут проходить в течение 2024 года. В рамках данного проекта запланировано 6 мероприятий, первое из которых состоится
6 февраля 2024 года с 10:00 до 12:30 в бизнес-центре «Вивальди Плаза».

Игорь Золотухин, F2: как регулируется качество воздуха в современном офисе

Офисное пространство — это самостоятельный мир с собственными правилами и своим микроклиматом. Последнему стали уделять особое внимание в последние годы, импульс к этому дала пандемия COVID-19, но даже несколько лет спустя операторы офисных пространств сохраняют фокус на внутренней среде офиса. Особенно сотрудников офисов волнует качество воздуха. Мы поговорили с Игорем Золотухиным, генеральным директором сети гибких офисных пространств F2, о том, как обеспечивать высокий уровень качества воздуха в офисе.

Объекты O1 Standard получили 8 платиновых сертификатов «Клевер»

Восемь объектов портфеля управления O1 Standard прошли сертификацию экологической эффективности национальной системы «Клевер». Бизнес-центры Lighthouse, White Stone, iCUBE, «Белая площадь», «Кругозор», «ЛеФОРТ», «Аврора» и культурно-деловой комплекс «Большевик» получили высокий уровень сертификации – «Платина».

Офисные центры, магазины, рестораны, кафе появятся на Староволынской улице в ЗАО

Правительство Москвы приняло решение о реорганизации незастроенной территории на западе столицы. Это первый городской участок, право на развитие которого будет выставлено на аукцион в рамках нового вида КРТ – комплексного развития незастроенных территорий. Об этом сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Билдвайз: Редевелопмент дешевле строительства на 20-25%

В девелоперской компании «Билдвайз» посчитали среднюю стоимость редевелопмента квадратного метра коммерческой недвижимости в Москве, а также оценили перспективность этого направления в столице.По данным «Билдвайз» на сегодняшний день средняя стоимость редевелопмента 1 квадратного метра коммерческой недвижимости обойдется на 20-25% дешевле строительства нового объекта.«Прежде всего, редевелопмент подразумевает…

MR Group создаст центральное гранд-лобби с кофе-поинтом в проекте Symphony 34

В премиальном жилом комплексе Symphony 34 компания MR Group предусмотрела особое пространство для резидентов и их гостей — гранд-лобби площадью 103,37 кв. м с кофе-поинтом. Оно расположится в отдельном трехэтажном здании и станет парадным обрамлением центрального входа на территорию комплекса.

В торговом центре в составе МФК BOTANICA сформирован семейный и детский кластер

В торговом центре Botanica Mall, который реализуется в составе одноименного многофункционального комплекса на ТПУ «Ботанический сад», сформирован семейный и детский кластер. В его состав войдут магазины, услуги, кафе для детей и родителей, детский развлекательный центр и многое другое. Общая площадь кластера займет около 10% арендопригодной площади объекта.