УК САМПА: Свободных площадей в российских ТЦ не хватит на прием 80% иностранных брендов

В последнее время начали активно распространяться слухи о возвращении топовых зарубежных брендов. Интерес к возобновлению сотрудничества проявляют больше полусотни крупных торговых комплексов. Но запуск этого процесса потребует устранения целого ряда объективных препятствий – процедурных, юридических, финансовых. Самое главное, указывают специалисты УК «САМПА», на сегодняшний день фактически отсутствует инфраструктурная база для размещения такого количества новых и при том весьма требовательных арендаторов. Резервы подходящих торговых площадей оцениваются в 0,6 млн кв. м, что составляет лишь 20% того метража, который использовался ушедшими компаниями до 2022 г.

В середине февраля последовала серия позитивных сигналов, демонстрирующих готовность российской торговой индустрии наладить отношения с иностранными брендами, свернувшими свою деятельность три года назад. «Большая тройка» бывших арендаторов – Uniqlo, H&M и Inditex – получила письмо от Союза торговых центров (СТЦ) с приглашением вернуться на российский рынок. В его тексте подчеркивается, что большинство крупных ТЦ готовы предоставить необходимые для этого помещения.

Мария Дорохова, коммерческий директор УК «САМПА», уверена, что ключевой и наиболее трудно решаемый вопрос – наличие незанятых площадей надлежащего качества, способных принять вернувшиеся бренды. «В 2022-м покинувшие российский рынок fashion-операторы освободили 2 млн кв. м торговых площадей. 0,4 млн кв. м приходится на долю Ikea и еще примерно столько же арендовали другие фирмы. Итого 2,8 млн кв. м, – приводит расчеты Мария Дорохова. – Эта величина кажется огромной, но рынку понадобилось два года, чтобы поглотить ее целиком в Москве (750 тыс. кв. м) или почти целиком в регионах (2050 тыс. кв. м). Российская торговая индустрия функционирует в условиях хронического дефицита качественной недвижимости. Поэтому, когда открылся доступ к фактически лучшему предложению на рынке, конкуренты поспешили им воспользоваться». Результатом этого стало не только резкое расширение сети магазинов под российскими брендами, но и кратное увеличение их габаритов.

  • «Вновь изыскать 2,8 млн кв. м высококлассной торговой инфраструктуры сегодня просто нереально», – полагает Мария Дорохова. По оценке УК «САМПА» в 20 крупнейших городах РФ на сегодняшний день скопилось в общей сложности 1,9 млн кв. м свободных площадей. В Москве вакансия измеряется 420 тыс. кв. м. Свыше 100 тыс. кв. м имеется в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Самаре. Большинство городов с населением от 600 тыс. человек, включая Уфу, Казань, Новосибирск, Тюмень, Красноярск, Краснодар, Челябинск, Омск и Пермь, располагают 70-90 тыс. кв. м. У Ростова-на-Дону, Воронежа, Саратова, Тольятти, Волгограда запасы еще меньше – 45-65 тыс. кв. м. В Махачкале едва ли наберется 15 тыс. кв. м.

Некоторые из этих значений выглядят весьма внушительно, но далеко не весь пустующий фонд может быть задействован при возвращении зарубежных арендаторов. Приблизительно 70% от всего объема – это помещения в специализированных или микрорайонных центрах, а также в зданиях на территории жилых комплексов, они заведомо не подходят для размещения ведущих международных брендов. Как итог, можно рассчитывать лишь на 0,6 млн кв. м – одну пятую от метража, который эксплуатировался в 2022-м.

Примеры торговых объектов, занимаемых иностранными брендами до 2022 г.

Еще одна проблема – крайне скудная выборка лотов крупного формата. Такие бренды, как H&M, Marks & Spencer, Zara, Uniqlo, Massimo Dutti и Adidas в прошлом ориентировались преимущественно на помещения площадью от 1,0 до 2,5 тыс. кв. м. Ikea нужны были пространства в десятки тысяч кв. м (классический пример – гипермаркет в ТРЦ Мега Дыбенко, под который было отведено 28 тыс. кв. м). Из этого ряда несколько выбивается Pull&Bear, арендовавший обычно от 500 до 900 кв. м. Между тем, количество крупногабаритных объектов на витрине сейчас достигло исторического минимума. По данным УК «САМПА», в Москве насчитывается около 20 адресов, где предлагаются помещения с метражом 1000+, в Санкт-Петербурге – 13, в региональных центрах – от 2 до 5. Номинальная стоимость аренды на столичном рынке составляет 30 тыс. рублей за кв. м в год, на петербургском – 22 тыс. рублей, на региональных – от 9 до 14 тыс. рублей.

  • «В общей сложности речь идет о 120, возможно, 130 помещениях в 20 крупнейших городах страны. Этот фонд можно расширить примерно в полтора раза за счет лотов в многофункциональных деловых кварталах (особенно исторических лофтах) и стрит-ритейла. Безусловно, торговые центры могут высвободить какую-то часть ныне арендованных площадей. К этому нужно приплюсовать предложение в строящихся комплексах на высокой стадии готовности. Но даже в лучшем случае на реальное возвращение иностранных марок одежды, обуви и аксессуаров может уйти до полутора лет», – заключает Мария Дорохова, коммерческий директор УК «САМПА».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Главные новости ежедневно OFFICE NEWS в Телеграм 16+ реклама - Подписаться на ТК OFFICE NEWS

Премиум-автосалон на 85 км МКАД: как найти идеальное решение для бизнеса — сделка от Апекс Недвижимость

В условиях растущей конкуренции на рынке коммерческой недвижимости поиск подходящего помещения для специфического бизнеса, такого как автосалон премиум-класса, становится настоящим вызовом. Однако, как показывает практика, даже самые сложные задачи имеют решения, если подойти к ним профессионально и системно.Недавно команда агентства «Апекс Недвижимость» успешно завершила сделку…

На торги выставили шесть нежилых помещений на Варшавском шоссе

Инвесторы смогут побороться на торгах за шесть коммерческих объектов общей площадью почти 1000 квадратных метров на юге Москвы. Об этом сообщил руководитель столичного Департамента по конкурентной политике Кирилл Пуртов.«Предприниматели могут приобрести коммерческую недвижимость у города для реализации практически любых бизнес-проектов и развития своего дела. Сейчас…

Ситихаусы стали самым востребованным редким форматом элитной недвижимости

В начале 2025 года в продаже на рынке Москвы находилось 1456 лотов высшего ценового сегмента. 229 из них — редкие форматы: пентхаусы, ситихаусы и виллы. Их доля — 16%. Согласно исследованию Sminex, медианная стоимость квадратного метра такой недвижимости с осени прошлого года увеличилась на 3%, до 2,9 млн рублей. Самыми дорогими стали пентхаусы, а наиболее востребованным у покупателей форматом — ситихаусы.

Борьба противоположностей: что влияет на условия контрактов на рынке FM-услуг в 2025 году

Инфляция и другие процессы в экономике, которые приводят к удорожанию FM-услуг, изменили отношение игроков рынка к условиям контрактов. Наметилась устойчивая тенденция: собственники объектов настроены на долгие контракты, но без индексации или с минимальной индексацией, а FM-компании — с индексацией, которая соответствует реальному росту себестоимости.  

Жилой комплекс STONE Grain с архитектурной доминантой появится у метро «Калужская»

Девелопер STONE планирует построить жилой комплекс общей площадью 69 тыс. квадратных метров в Обручевском районе на юго-западе столицы. Проект предусматривает создание полноценной инфраструктуры, включая коммерческие и общественные пространства, отвечающие потребностям будущих резидентов. Об этом рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Upside Development и «НДВ Супермаркет недвижимости»: Почти 90% россиян предпочитают работать в бизнес-центрах с развитой инфраструктурой и зелеными зонами

Аналитики компании «НДВ Супермаркет недвижимости» совместно с компанией Upside Development провели исследование, направленное на определение требований к современному бизнес-центру. Опрос показал, что для 63% сотрудников одним из важных критериев при выборе места работы является наличие инфраструктуры внутри делового комплекса и в его окружении, что помогает поддерживать баланс между работой и личной жизнью. При этом еще для четверти опрошенных данный критерий является решающим. В первую тройку необходимых опций в БЦ вошли: наличие объектов розничной торговли и сферы услуг (74%), паркинга (60%) и комнаты отдыха (51%). 

Core.XP и Level Group: За время строительства офисы дорожают в среднем на 40%

Аналитики консалтинговой компании Core.XP и девелопер Level Group провели совместное исследование динамики изменения цен продажи площадей в бизнес-центрах Москвы в зависимости от стадии строительства. Согласно полученным данным, в среднем стоимость квадратного метра на момент ввода бизнес-центров в эксплуатацию с начала строительства увеличивается на 40%. Это связано с рядом факторов: ростом цен на строительные материалы, колебанием валютных курсов и увеличением затрат на рабочую силу. Среднегодовой темп роста цен с 2019 по 2024 год составил 16% для всех классов офисных объектов, однако наибольшее увеличение стоимости наблюдается в бизнес-центрах класса А, которые на данный момент составляют около 90% нового строительства.

NF GROUP открыла офис в Сочи

NF GROUP укрепляет позиции на Черноморском побережье и сообщает об открытии офиса в Сочи. Новое подразделение, которое возглавила Кристина Зажигалина, предлагает полный спектр услуг по покупке и продаже жилой и коммерческой элитной недвижимости.

Женщины любят глазами, мужчины — желудком: как москвичи выбирают офисы?

Компания Level Group провела исследование, приуроченное к Международному женскому дню, чтобы выяснить, какие качественные характеристики офисного пространства важны для женщин и мужчин. В опросе приняли участие 1 398 москвичей. Результаты демонстрируют значительные различия в восприятии офисной среды, которые девелоперам стоит учитывать при создании современных бизнес-пространств.

АФИ Галерея открылась с весенними коллекциями вопреки экономической обстановке

Для посетителей открылась «АФИ Галерея» – многофункциональный комплекс на площади Тверская Застава, который разместился между историческим вестибюлем метро «Белорусская» и Белорусским вокзалом.Здание органично вписано в окружающую застройку и дополняет современный облик площади Тверская Застава. С открытием «АФИ Галереи» здесь появляются комфортные условия для покупок и…